Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - виуэла

 

Виуэла

виуэла (испан. vihuela) испанское старинное наименование ряда струн. инструментов. Употреблялось с дополнит. видовыми обозначениями: В. де арко фидель (13 -15 вв.) и виола да гамба (16 в.), В. де пендула китара баттенте (до 15 в., см. Гитара), в наст. время обычная гитара, В. де мано ручная В.щипковый инструмент 16-17 вв., по внешнему виду и приёмам игры близкий к гитаре, но имеющий слегка выпуклое дно. В. де мано бытовала в высших слоях испан. общества, особенно в 16 в. Выполняла те же функции, что лютня во Франции и Германии. Чаще всего В. де мано с 10 ладами имела 5, иногда 7 двойных струн. и 1 одинарную, на к-рой исполнялась мелодия. Струны настраивались в осн. по квартам, с большой терцией между 3-й и 4-й струной (напр., G, с, f, a, d1, g1). Инструменты богато украшались инкрустациями из твёрдых пород дерева, кости и серебра. На В. де мано аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танц. пьесы. Наиболее выдающимися исполнителями на В. де мано и композиторами, писавшими для неё произв., были Л. Милан, М. де Фуэнльяна, Л. де Нарваэс, Э. де Вальдеррабано, Э. де Кабесон. Музыка записывалась табулатурой на 6 линиях, каждая линия соответствовала одной из струн. Во мн. произв. для В. де мано нашли отражение черты испан. нар. музыки. Муз. лит-ра для В. де мано стала предшественницей лит-ры для гитары. В конце 16 в. с распространением клавишных и смычковых инструментов В. де мано утратила прежнее значение, однако бытовала до конца 17 в.

Литература: Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, М., 1937, с. 30, 35-36; Trend J. Br., L. Milan and the vihuelistas, "Hispanic notes and monographs", XI, L., 1925; Roulton D., Notes on some differences between the lute and the vihuelle and their music, "The Consort", XVI, 1959.

Б. Л. Вольман. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины