Музыкальная энциклопедия - затакт
Связанные словари
Затакт
1) Начало муз. произведения со слабого времени. В простых размерах З. обычно не превышает половины такта. В сложных размерах З. может начинаться и с относительно сильной доли и занимать более половины такта. З. образуется также внутри муз. произведения, перед к.-л. частью или построением, если предшествовавшее ему муз. построение заканчивается на сильном времени этого такта. Образование З. связано с метрич. структурой мелодии, в основе к-рой лежит ямбич. (в широком понимании) стопа, т.е. переход от слабого времени к сильному. Поэтому тактовая черта в такой стопе располагается в середине мотива, перед его сильной долей. Начинающиеся с З. одночастные муз. произв. или части циклич. сочинений обычно завершаются неполным заключит. тактом, к-рый в сумме с З. образует целый такт, уравновешивая этим форму муз. произведения. Традиц. школа теории музыки придерживалась того взгляда, что в основе муз. формы вообще и соединения её элементов в частности лежит хореич. принцип, т.е. переход от сильного времени к слабому. В связи с этим до нач. 19 в. различался короткий и долгий З. Короткий З. считался всего лишь "приставкой" к начальному такту, поэтому произв. с таким З. завершались полным тактом. В случаях же, когда в мелодии имелся долгий З., такой такт рассматривался, как неполный. Обычно для его заполнения принимались специальные меры, напр. расширение начального мотива, сохранение долгого З. только в мелодии при начале сопровождающих голосов с предшествующей сильной доли, иногда заполнение "недостающей" сильной доли паузой. С нач. 19 в. от такого заполнения отказались. В противовес прежним представлениям Ж. Ж. де Моминьи в 1806 указал на основополагающее значение затактовости при образовании мотивов и построении формы. Его идея была развита представителями функциональной школы во главе с X. Риманом. Последний выдвинул ямбический принцип структуры музыкальной формы, начиная с её первичного эмбриона, отвечающего формуле
т.е. переходу от слабого времени к сильному. Эта теория верно указала на значение для муз. развития ямбич. импульса, однако она также оказалась односторонней, отвергая наличие интонаций (мотивов) хореич. структуры или допуская их лишь как исключение. В действительности эти два начала в музыке практически равноправны и дополняют друг друга.
2) Предупредительный жест (взмах; рус. также ауфтакт) дирижёра перед началом исполнения, сосредоточивающий внимание музыкантов; равен одной доле такта. Непосредственно предшествует следующей заполненной музыкой доле, независимо от того, является ли она ударной. В хоровой практике одновременно указывает, что певцы должны произвести вдох перед началом исполнения.
Литература: Способин И., Музыкальная форма, М., 1958, с. 69-72; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 72-93; Мазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 142-44, 158-60, 176181; Mоmigny J. J. de, Cours complet d'harmonie et de composition..., v. 1-3, P., 1806; Lussy M., Le rythme musical, P., 1883, 1911; его же, Die Correlation zwischen Takt und Rhythmus, "Vierteljahrschrift fьr Musikwissenschaft", I, 1885; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Heidelberg St. Petersburg, 1884 (рус. пер. M., 1892, 1929); его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903.В. А. Вахромеев.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |