Музыкальная энциклопедия - звукопись
Связанные словари
Звукопись
Важнейшее значение в З. имеет передача не внешних черт явления, а того впечатления, к-рое оно производит на человека, тех чувств, к-рые оно в нём вызывает. Вне этого З. не может подняться до уровня художеств. творчества; напротив, изобразит. штрихи, б.ч. скупые, способны придать "картине настроения" предметную определённость (примечательна заметка Бетховена на рукописи "Пасторальной симфонии": "Более выражение чувств, чем изображение"). Предметной конкретизации часто служат и заглавия или словесные ремарки в нотах; т. о., З. тесно связана с муз. программностью (см. Программная музыка). Однако элементы З., муз. изобразительности разл. рода, порой с трудом поддающиеся выделению, постоянно присутствуют и в непрограммной инстр. музыке.
Понятие З., вызывавшее многочисл. дискуссии, было сформулировано лишь в 18 в., но применялось в музыке с древнейших времён. До 19 в., когда достигла высокого развития программная музыка, З. постоянно использовалась в муз. зарисовках охоты (качча), сражений и т.п. После Р. Штрауса, склонявшегося к наглядно-объективной З., она принимает своеобразные субъективно-ассоциативные формы в музыке композиторов-импрессионистов; в нач. 20 в. под влиянием художеств. течения урбанизма создаются произв. натуралистического плана, передающие шум машин ("Завод" Мосолова) и др.
Литература: Кремлев Ю., Очерки по вопросам музыкальной эстетики, М., 1957; его же, Выразительность и изобразительность в музыке, М., 1962; Бер М. P., О звуковых обобщениях в оркестровке, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960, с. 256-81; Кечхуашвили Г. Н., К проблеме психологии восприятия музыки, там же, с. 302-23; Сохoр A., Музыка как вид искусства, М., 1961; Еngel J. J., Ьber die musikalische Malerey, В., 1780; Weber G., Ьber Tonmalerei, "Caecilia" (Mainz), III, 1825; Marx A. В., Ьber Malerei in der Tonkunst, В., 1828; Berlioz H., De l'imitation musicale, "Revue et Gazette musicale de Paris", IV, 1837, NoNo 1-2, рус. пер. Берлиоз Г., О подражании в музыке, в его кн.: Избранные статьи, М., 1956; Riemann H., Programmusik, Tonmalerei und musikalisches Kolorismus, в его кн.: Prдludien und Studien, Bd 1, Fr./M., 1895; Wagner R., Oper und Drama, "Sдmtliche Schriften und Dichtungen", Bd 3-4, Lpz., (1911), рус. пер. Вагнeр P., Опера и драма, в его кн.: Избранные статьи, М.. 1935; Miеs P., Ьber die Tonmalerei, "Zeitschrift fьr Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", Bd VII, H. 3-4, Stuttg., 1912; Van den Borren Ch., La musique pittoresq ie..., au XV-e siиcle, в сб.: Kongress-Bericht Basel 26-29 IX 1924, Basel, 1924; Serauky W., Die musikalische Nachahmungsдsthetik im Zeitraum von 1700-1850 (серия "Universitas-Archiv", XVII), Mьnster in W., 1929; Negreanu R., Despre muzica cu program, (Buc.), 1960; Gyulai E., A lбthatу zene, Bdpst., 1965; Dahlhaus C., Musica poetica und musikalische Poesie, "AfMw", Jahrg. XXIII, H. 2, 1966; Faltin P., Funkcia zvuku v hudobnej strukture, Bratisl., 1966. А. Г. Юсфин.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |