Поиск в словарях
Искать во всех

Русская энциклопедия - лесков

Лесков

лесков ЛЕСКОВ Николай Семёнович (1831-1895), русский писатель. Антинигилистическис романы (в т. ч. "Некуда", 1864), романы-хроники о русской провинции (о духовенстве -"Соборяне", 1872; о дворянстве -"Захудалый род", 1874); повести и рассказы о праведниках ("Очарованный странник", 1873; "Однодум", 1879), о талантливых умельцах ("Левша", 1881), русских женщинах ("Леди Макбет Мценского уезда", 1865); христианские легенды; сатирические произведения ("Смех и Горе", 1871). Всеохватная острополемическая публицистика, литературная критика и мемуары. Критикуя современные социальные отношения, отклоняет всякий "революционаризм" и радикализм "образованной невежественности" в "развязывании узлов" народной жизни. Обнажая шекспировский накал простонародных страстей, живописуя традиционный религиозно-бытовой уклад и пестроцветье русской народной культуры (в т. ч. фольклор, лубок, апокриф, художественное ремесло), осознавая укоренённость христианской веры в России и "великую силу" отечественного "предания" ("Запечатленный ангел", 1873), воссоздаёт реальность преимущественно в трагическом, идиллическом или парадоксально-анекдотичном преломлении. Жанровое и образное богатство (в т. ч. документальность, автобиографизм, миф и гротеск) сочетается с разнообразием форм повествовательного сказа.Источник: Энциклопедия "Отечество"

Николай Семенович (4.02.1831-21.02.1895), русский писатель, публицист. Родился в Орловской губ. в семье статского советника, дед — сельский священник. Получив домашнее образование в доме состоятельных родственников, работает писцом в судебной палате, а в 1850 приезжает в Киев, служит в казначействе. Посещает религиозно-философский кружок. С интересом всматривается в паломников, старообрядцев, сектантов, стекавшихся в Киев со всей России. Увлекается реставрацией (София Киевская) и иконописью (в Киево-Печерской лавре).

В 1862 появляются его первые нравоописательные рассказы о русском народе («Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе»).

Писатель выступает резко против попыток либерально-космополитической интеллигенции разжечь в России революционный пожар. В статье о петербургских поджигателях Лесков показывает облик революционных провокаторов, сеющих смуту в русском обществе. В романе «Некуда» (1864) писатель раскрывает образы врагов русского народа нигилистов — убогих духовно-нравственно, морально нечистоплотных, слепцов, ведущих Россию в тупик, в «некуда».

В 1860-е появляется замечательный по психологизму и социальной точности цикл о сильных женских характерах: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), «Котин доилец и Платонида» (1867).

Несмотря на травлю либерально-космополитической критики, Лесков продолжает вскрывать тупиковый характер русского революционного движения. Он пытается осмыслить пути пореформенного развития России, уповая гл. обр. на олицетворяющих православную этику народолюбцев из всех сословий: романы «Обойденные» (1865), «На ножах» (1872), хроника «Соборяне» (1872).

В повестях 1873 года — «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» — поиски положительного национального идеала выражаются у Лескова в несгибаемых в вере и щедро одаренных природой богатырских натурах.

В последующие годы писатель обращается к образам русских праведников: «У нас не переводились, да и не переведутся праведные». Убеждаясь, что в моменты «общего бедствия» сама «среда народная» выдвигает на подвиг своих героев и праведников, а потом слагает о них легенды с «человечкиной душой», — Лесков подходит к выводу о «праведности всего нашего умного и доброго народа».Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины