Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - афродита

Афродита

АФРОДИТА богиня половой любви и красоты у древних греков. Культ А. был широко распространен в Греции, М. Азии и на островах Средиземного моря, между прочим на Кифере («Киферея»), в Сицилии, в особенности же на Кипре («Киприда»). В ней смешались черты восточного божества с образами критско-эгейской культуры и некоторыми греческими божествами, напр.

с Дианой , женской параллелью к Зевсу , к-рая в мифе иногда является матерью А., иногда с ней отождествляется. Образ А. очень сложен и неясен. Из многочисленных оформлений его особо важны:1. А.-Урания «небесная» параллель к семитической «царице неба» (Иштар и т. п.),2. А.-Пелагия «морская», покровительница мореплавания,3.

А. мать Эрота , богиня половой любви, а в небесной проекции весеннего сочетания неба с землей в дожде; отсюда миф о любви А. к Адонису , юному богу весны (ср. любовь Иштар к Таммузу).Все эти образы объединены в мифе о рождении А. в пене морской от упавших в море половых органов оскопленного Урана и в объяснении имени А. как «пенорожденной».

А. не удалось проникнуть в земледельческие культы, где царили исконные божества земли, и она мало связана с социальными установлениями феодальной Греции. В гомеровском эпосе она не занимает выдающегося места среди богов, и поведение ее дает материал для «скандальной» хроники Олимпа. Но в этом же эпосе она подлинная виновница троянской войны. О ней повествуют III-V песни «Илиады». А. излюбленный образ греческой лирики (см. напр. гимн к А. Сафо). Роковая сила А. мотив греческой трагедии (у Софокла , Еврипида ; особенно у последнего в «Ипполите»). Образ А. легко поддавался истолкованию в духе монотеистических тенденций, сопровождавших в Греции рост торговых связей и создание больших политических объединений. Еще к эпохе господства аристократии относится А.-Пандемос «всенародная», повидимому женская параллель к Зевсу, «всенародному» божеству государства, объединившего роды.

А затем философы и поэты начинают прославлять А. как космический принцип сохранения жизни (напр. Гесиод, Эмпедокл, Эсхил в «Данаидах»). С другой стороны, в эллинистической литературе и искусстве, проникнутых эротизмом, образ богини теряет уже всякие «возвышенные» черты, и А. становится вульгарной красавицей. Противоположение А.

«небесной» и А. «всенародной» не имеет опоры ни в культе, ни в мифе. Оно вложено Платоном в уста Павсания, одного из собеседников в диалоге «Пир». Культ А. был перенесен в Рим, где она почиталась под именем Венеры. В Риме поэт Овидий в «Метаморфозах» рассказывает об ее любви к Адонису и об его превращении в цветок. У Вергилия в «Энеиде» Венера праматерь Рима, воспета и как владычица чувственной страсти. Лукреций, подобно Эмпедоклу и Гесиоду, придает ей значение философского символа (вступл. к поэме «О природе вещей»). В позднейшей литературе Венера-Афродита иногда изображается богиней любви и идеалом женской красоты, напр. у Шекспира («земная Венера»), Шиллера, Гете, Пушкина («подобный ветреной Венере» («Евгений Онегин»), «прелестный баловень Киприды» («К Юрьеву»), «крестница Киприды»). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины