Литературная энциклопедия - академия государственная художественных наук - гахн
Связанные словари
Академия государственная художественных наук - гахн
д. Задача А. путем аналитического изучения отдельных искусств синтезировать искусствоведческие науки в трех основных направлениях: социологическом, психофизическом и философском. Для осуществления этой задачи А. распадается на три соответствующих разряда, к-рые пересекаются секциями по видам искусств (музыкальная, изобразительная, театральная, декоративная, литературная).
Кроме того при А. имеется психофизическая лаборатория, хореографическая лаборатория, фотои кино-кабинеты, кабинет изучения революционного искусства Запада с собранием литературы и художественных произведений (среди них собрание автографов и писем Р. Роллана, Барбюсса, Бехера, Толлера и др., коллекции картин и рисунков Стейнлейна, Мазереля, Бела Уитца, Кете Гольвица и др.
), кабинет современной русской литературы, ряд ассоциаций (ассоциация художников революционной России АХРР, ассоциация современной музыки, ассоциации по изучению творчества Блока, Достоевского), комиссия по изучению примитивного искусства и ряд других вспомогательных учреждений. Коммунистическая академия объединила исключительно марксистские искусствоведческие силы. ГАХН собрала многих деятелей специалистов, самых разных взглядов и направлений. Это сильно отражается на ее научных работах, но она стремится к сближению с современностью в научном исследовании и практической деятельности и вовлечению в искусствоведческую работу молодого поколения научных деятелей. А. находится в тесном контакте с музыкальными, художественными, театральными и литературными организациями; в работах А. принимают участие несколько сот деятелей искусства. При Академии есть общество молодых искусствоведов, объединяющее аспирантов Академии и художественных вузов.Вторая задача, к-рая была поставлена А., помимо ее чисто-научной деятельности, быть экспертно-консультативным органом по вопросам искусства. На А. возлагается ряд ответственных поручений как Наркомпросом, так и высшими правительственными органами. В А. производится предварительная разработка вопросов, имеющих важное значение при обсуждении учебных программ в художественных вузах и других заданий ГУСа.
Особенно важную роль сыграла А. в деле организации наших художественных выступлений за границей (советские художественные выставки в Венеции, Монце-Милано, Дрездене, Париже и др., имевшие большой успех и привлекшие внимание западного мира к нашему искусству), к-рые создали А. известность в Европе. В 1926 А. организовала в Москве выставку революционного искусства Запада, разослав приглашения художественным организациям и отдельным художникам Европы и Америки, сочувственно относящимся к советской России.
Призыв А. встретил горячий отклик, и в Москву поступило более 3 000 экспонатов, среди них напр. совершенно исключительное по полноте собрание Стейнлейна, доставленное наследниками покойного революционного художника, издания, пожертвованные такими издательствами, как Clarté и Malik Verlag, письма, портреты, автографы и полные собр. сочинений, присланные почти всеми левыми писателями Европы и Америки.
Некоторые художники, как Бела Уитц, приобрели известность после этой выставки. Среди других выставок, организованных А. (около 150), следует отметить выставку искусства народов СССР, организованную по поручению Юбилейной комиссии ЦИКа к десятилетию Октябрьской революции. На выставку съехались сотни деятелей искусства республик и областей Союза, и в результате был открыт при А.
специальный отдел изучения искусства народов СССР. За шесть лет своего существования А. выпустила более 60 названий своих трудов, кроме того издает свой периодический орган журнал «Искусство», периодические органы отдельных секций («Художественный фольклор», «Современная музыка» «Гравюра и книга», «Бюллетени Академии»). .