Литературная энциклопедия - александровский
Связанные словари
Александровский
Выезжал несколько раз на фронт гражданской войны с агиттруппами Пролеткульта. Писать стихи начал с 1913. В том же году впервые напечатал стихотворение «В дороге» в московском журнале «Живое слово». Участник первого сборника рабочих поэтов «Наши песни», М., 1913. С 1918 по 1920 работал в литературной студии московского Пролеткульта. Был членом редколлегии журн.
«Гудки». С 1920 по 1922 работал в литературном отделе Наркомпроса. Один из основателей группы «Кузница», 1920. Участник Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей и член первого Правления Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) . В годы гражданской войны и несколько позднее поэзия А. пользовалась большой популярностью.
А. в это время был также одним из любимых поэтов рабочей и советской молодежи. Произведения А. этого периода отличаются большой эмоциональной напряженностью и агитационной силой. Лирик по преимуществу, А. был увлечен мощью и размахом пролетарской революции. Наиболее характерны для его стихов образы восстания, мятежа, ветра. В отдельных произведениях А. удалось живо передать чувства и настроения борца за революцию, рабочего, красноармейца участников Октябрьского восстания и гражданской войны. Особенно привлекал А. образ новой девушки, к-рой посвящена одна из лучших поэм А. «В огне». Творчество А.не отличается однако цельностью и ясностью мировоззрения. Наряду с бодрыми, зовущими в бой призывами в стихах А. часто встречаются мотивы глубокой тоски. Как и творчество большинства поэтов «Кузницы» этого времени, поэзия Александровского лишена конкретности в описании революционных событий и людей революции, воспевает конечные цели революции в общих выражениях.
Однако Александровский далек от крайностей увлечения отвлеченно-героическими мотивами.С окончанием гражданской войны и введением нэпа творчество А. переживает глубокий кризис. А. не мог понять нового поворота революции, и в его стихах к мотивам тоски прибавляются ноты глубокого разочарования и отчаяния. А. старался выйти из своего кризиса, перейдя на общественную сатиру.
Такой попыткой является одно из лучших его стихотворений «Будни», в к-ром он бичует мещанство и бюрократизм. Однако на этом пути лирическое дарование А. не могло развернуться. Последней попыткой А. изжить свой творческий кризис является его «Поэма о Пахоме», в к-рой он дал образ советского крестьянина в новых политических и хозяйственных условиях.
После «Пахома» А. не напечатал ничего выдающегося. На снижение творчества А. значительно повлияла также тяжелая болезнь. С 1924 стихи А. начинают все реже и реже появляться в печати, не представляя особого интереса. На формальную сторону поэзии А. значительное влияние оказали Верхарн, Блок, Есенин, отчасти Маяковский.Стихотворения А. печатались почти во всех центральных и многих провинциальных советских периодических изданиях. Многие из стихотворений А. вошли в разные сборники и чтецы-декламаторы.
Библиография:
I. Отдельные сборники стих. А.: «Восстание», М., 1919; «Рабочий поселок», М., 1919; «Север», М., 1919; «Утро», М., 1921; «Россыпь огней», М.
, 1922; «Солнечный путь», П., 1922; «Звон солнца», М., 1923; «Поэма о Пахоме», М., 1923; «Шаги», М., 1924; «Ветер», М., 1925. Многие стихотворения в сборниках повторяются.II. Керженцев П., в кн. «К новой культуре», СПБ., 1921; Воронский А., Литературные заметки, «Красная новь», II, 1922; Его же, О группе писателей «Кузница», «Красная новь», III-IV, 1923; Ингулов С., На ущербе, «На посту», I, 1923; Плетнев В., Пути пролетарской поэзии, «Горн», VIII, 1923; Сиповский В., в книге «Поэзия народа», П., 1923; Полянский В., Мотивы рабочей поэзии, «На литературном фронте», М., 1924. .