Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - андерсон

Андерсон

АНДЕРСОН Шервуд (Sherwood Anderson, 1876) американский писатель, б. рабочий, солдат и коммерсант. А. художник упадочнических слоев мелкой буржуазии, беспочвенный в своих положительных устремлениях, не находящий в действительности ничего, что могло бы его отрицанию придать позитивный характер. Его обычные персонажи неудовлетворенные жизнью мелкие буржуа, пытающиеся в половом чувстве найти выход из своего мучительного состояния, но не находящие его и остающиеся еще более одинокими. Герои А. в большинстве патологичны, они идут по его выражению, «из ниоткуда в ничто», не имеют реальных связей с жизнью, не могут подойти к другим людям, разочарованные и подавленные, раздробленные внутренними противоречиями, не имеющие опоры в окружающей действительности, они являют собой мрачную картину безнадежного разложения среднего класса. «Америка хаос, и А. художник, питающийся этим хаосом», пишет О’Бриен в «Развитии американского рассказа» (Нью-Иорк, 1923). В своем первом романе «Сын Уинди Макферсона» (Windy Mc-Pherson’s Son, N.-Y., 1916) А. дает образ крупного дельца, оставляющего буржуазную среду в поисках «правды», становящегося рабочим, примыкающего к социализму, в к-ром он быстро разочаровывается, и в конце концов никакой «правды» не нашедшего.

В «Марширующих людях» (Marching Men, N.-Y., 1917) А. развивает подобную же тему о неопределенном искании жизненной цели рабочим, одержимым маниакальной идеей, что как только пролетариат научится маршировать, то всем социальным несправедливостям настанет конец. В третьем романе «Бедный Белый» (Poor White, N.-Y., 1920) А. опять развивает эту же тему о беспрепятственных поисках жизненной цели, давая вместе с тем ряд интересных зарисовок процесса индустриализации незначительного фермерского местечка.

«Браки» (Many Marriages, N.-Y., 1922) странный, местами лишенный всякого смысла роман, сексуальная исповедь. В «Темном смехе» (Dark Laughter, N.-Y., 1925) А. уже начинает примиряться с действительностью, его отрицание перерастает в признание за любовью и полом единственного пути освобождения от общественных неурядиц.

Подобная эволюция А. стоит в прямой связи с ослаблением движения радикальной мелкобуржуазной интеллигенции, вершиной которого был 1920.«История рассказчика историй» (A Story Teller’s Story, N.-Y., 1924), «Записная книжка» (Sherwood Anderson’s Notebook, N.-Y., 1926) и «Тар» (Tar. A Midwest Childhood, N.-Y., 1926) автобиографические книги, много дающие для понимания личности и произведений А.

«Средне-американские песни» (Mid American Chants, N.-Y., 1918) и «Новый завет» (A New testament, N.-Y., 1927) книги своеобразных полустихов, полурассказов, полустатей, отчасти напоминающих свободные стихи Уитмена. Подражая ритмам некоторых страниц Старого завета, стараясь евфонически выразить свои настроения, используя самые разнообразные стихотворные формы, местами обращаясь к обычной прозе, местами же позволяя свободно вырываться нестройному потоку выкриков и жалоб («Чикаго»), А.

в этих двух книгах выявил себя все же лишь как оригинальный экспериментатор в поэзии, а не поэт, к-рый имеет что сказать и находит для этого соответственную форму. Но не романы и поэмы «сделали» А., а три его книги рассказов, напряженных, насыщенных эмоционально, предельно сжатых, остро фиксирующих действительность, глубоких психологически, с резко и точно очерченными героями: «Уайнсбург, Охайо» (Winesburg, Ohio, 1919), «Торжество яйца» (The Triumph of the Egg, 1921), «Кони и люди» (Horses and Men, 1923).

Все без исключения персонажи этих рассказов врачи, трактирщики, телеграфисты, репортеры, пасторы, педагоги и т. д. ненормальные люди, обреченные на жуткое одиночество, расщепляемые неудовлетворенными половыми желаниями, ни в чем и нигде не находящие освобождения от мрачного отчаяния. «Америка это нация все большего и большего числа Гамлетов» (Ван Вик Брукс).

Вот этих «Гамлетов» мелкобуржуазной провинциальной Америки и изображает А. с такой мрачной силой.С А. начинается новая линия развития американской литературы XX века. На смену социальным мелкобуржуазным писателям (С. Льюис , Т. Драйзер и др.) приходят писатели, отказывающиеся от социальности в искусстве, избирающие своей формулой искусство для искусства, берущие предметом изображения преимущественно сексуальное (Э. Хемигуэй , Т. Уайльдер и др.). Появление этой группы писателей связано с общим ослаблением движения радикальной интеллигенции в Америке.

Библиография:

I. Русск. перев.: Уайнсбург, Охайо, М., 1924; Торжество яйца, М., 1925; Лошади и люди, М. Л., 1927; В ногу, Л., 1927.

II. Sh. A., by C. B. Chase, N.-Y., 1927; Money writes, by Upton Sinclair (русск. перев. Синклер Э., Деньги пишут, М. Л., 1928). .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины