Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - антигона

Антигона

АНТИГОНА в греческом мифе дочь Эдипа , сестра Этеокла и Полиника. Проклятие, тяготеющее над сыновьями Эдипа, вызвало между братьями войну, во время к-рой они оба погибли в единоборстве; новый правитель Фив, Креонт, приказал предать земле тело Этеокла, тело же Полиника оставить без погребения. А. нарушила запрет правителя и похоронила Полиника. Креонт за это велит заключить ее живою в подземную гробницу, где А. кончает жизнь самоубийством; жених ее Гемон, сын Креонта, закалывается над трупом невесты. Испуганный зловещими знамениями богов, Креонт отправляется освободить А., но уже не застает ее в живых. В довершение всех несчастий жена его кончает самоубийством. Так оформил Софокл миф в своей трагедии «А.» в 40-х гг. V в. до христ. эры (более ранние оформления мифа об А. в точности неизвестны). У Софокла А. изображена защитницей предвечного, «неписанного» закона, нерушимости долга (основанного на кровной связи), прав рода в противоположность Креонту, олицетворяющему государство и его правду. Трагический конфликт вытекает так. обр. из столкновения родовой аристократической морали, опирающейся на «неписанные» законы, с моралью государства, где старинная аристократия перестала играть господствующую роль, где торговый капитал отвоевал «писанные законы» у крупного землевладения во время социальных переворотов VII-VI вв.

Афинская демократия середины V в., руководимая крупными собственниками и опиравшаяся на деклассированный демос «афинских граждан», составлявших афинское войско и живших за счет своего государства, цепко держалась и за культ рода и за культ государства. В трагедии Софокла ясно видно стремление руководящих кругов афинской демократии (Софокл был близок к Периклу) признать правоту и той и другой морали, согласовать их и избежать между ними конфликта, в котором обе стороны одинаково повинны.

Индивидуалистический протест против рода и государства только намечался. Героине Софокла совершенно чужд какой-либо протест личности против общества. Живое чувство родовых обязанностей основная черта Софокловой А. Как индивидуальность А. почти не охарактеризована. Уже следующему поколению, жившему в эпоху разложения родовой морали, суровая монументальность Софокловой героини была чужда.

Еврипид в «Финикиянках» и другой не сохранившейся трагедии, а вслед за ним тот же Софокл («Эдип в Колоне»), позднее Сенека («Финикиянки») мотивируют уже действия А. нежной любовью к брату и отцу. В литературу нового времени А. вошла конечно в ином преломлении, далеком от суровой родовой морали. Ротру («А.», 1638) и Расин («Фиваида или братья враги», 1663) превратили А. и Гемона в томящихся любовников, а Креонта в типичного «злодея» французской трагедии. Мелодраматический образ А. дает напр. Дюси, а в России Озеров («Эдип в Афинах», 1804). Реакционный романтизм эпохи Реставрации видел в А. идеал добродетели, невинности и самоотверженности (Балланш, «А.

», 1813). Наконец в «А.» Газенклевера (1917), написанной во время войны 1914-1918, сделана попытка воплотить в образе героини новое социальное содержание. Пацифист Газенклевер положил в основу своего произведения слова А. Софокла: «Делить любовь удел мой, но не вражду» и задумал А. как мученицу идеи чистой человечности и вечного мира.

Библиография:

Зелинский Ф.

, «А.» в сб. «Из жизни идей», т. I, СПБ., 1905; Его же, Трагедия власти, Предисловие к перев. «А.» в II т. «Драм Софокла», М., 1915. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины