Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - аполлинэр

Аполлинэр

АПОЛЛИНЭР Гильом (Guillaume Apollinaire, 1881-1918) псевдоним Вильгельма Аполлинария Костровецкого, французского поэта и критика. А., в начале своей литературной карьеры стоявший близко к представителям французского символизма, впоследствии один из крупных представителей левого искусства во Франции, примкнул к кубистам и футуристам. Подобно многим буржуазным революционерам в искусстве, А. был чрезвычайно неустойчив и беспринципен в своих политических взглядах. Поэт, к-рого считали эстетическим террористом, способным разрушать музеи и даже похищать памятники искусства (в 1911 А. был арестован по нелепейшему обвинению в краже «Джиоконды»), поэт, написавший: «Люди будущего, помните обо мне я жил в эпоху, когда кончались короли», издевавшийся над буржуазной публикой (постановка драмы А. «Сосцы Тирезия», вызвавшей возмущение зрителей), в то же время всячески старался демонстрировать свою благонадежность и добивался ордена Почетного легиона. Эта неустойчивость привела к тому, что во время войны А., некогда осмеивавший военщину, обратил свои футуристские лозунги бодрости и борьбы со «старьем и рутиной» на служение империализму, требуя не только победы над Германией, но и «возмещений». Нужно отметить, что этот патриотический подъем сопровождался, по словам биографа А. Ф. Супо, «психической растерянностью» и упадком творческих сил. В период расцвета А. был активным деятелем не только в области литературы, но и в области живописи, со многими представителями к-рой (Пикассо, Анри Руссо) он был близок.

А., изложивший в своей книге «Живописцы-кубисты» (1912) принципы живописного кубизма, сам испытал на себе влияние этой школы и пытался перенести ее приемы на искусство слова. Не довольствуясь нарушением канона в области синтаксиса, метра и словаря, А. изгоняет из своих стихов пунктуацию, прибегает к типографским ухищрениям и др. приемам, цель к-рых дать в поэзии присущее живописному кубизму многопланное ощущение объекта.

Таковы «каллиграммы» и «идеограммы» А., в к-рых он стремится сделать стихи выразительными не только поэтически, но и графически. Лучшие книги А. («Alcools», «Calligrammes») обнаруживают подлинного лирического поэта с некоторой склонностью к сатире. А. обладал значительной, характерной для ученика символистов эрудицией, к к-рой несколько иронически относились его левые друзья и враги, считавшие ее одной из причин «рассудочности» А.

От шаблонного футуризма А., испытавшего на себе влияние не только Рембо , но и Гейне и Бодлера , отличает его связь с литературой прошлого. Даже своими каллиграммами и идеограммами А. обязан не только новаторским тенденциям, но и знакомству с поэзией александрийцев.

А. оказал значительное влияние на новейшую французскую поэзию вплоть до последних ее представителей сверхреалистов , к-рые не только самое название своей школы, но и принцип «сверхреалистской» импровизации заимствовали у А.

Библиография:

I. Важнейший произведения: сборн. стихов «Алкоголь» (Alcools), 1913; «Каллиграммы» (Calligrammes), 1918; «Имеется» (Il y a), 1924; романы и новеллы «Разлагающийся чарователь» (L’enchanteur pourrissant), P.

, 1921; «Ересиарк и К-о» (L’Hérésiarque et C-ie), P., 1922; «Убийство поэта» (Le poète assassiné), P., 1927, и др.

II. Эфрос А., Три силуэта, «Современный Запад», № 4, П. М., 1923; Эйхенгольц М., Современная французская поэзия, «Печать и революция», № 4, М., 1924; Lalou René, Histoire de la littérature française contemporaine, P., 1922; Duhamel G., Les poètes et la poésie, P., 1922; Billy A., A. vivant, P., 1923; спец. номер журн.

«Esprit Nouveau», окт., P., 1924; Soupault Ph., G. A. ou Reflets de L’incendie, Marseille, 1927. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины