Литературная энциклопедия - арань
Связанные словари
Арань
и литератур.Первое литературное выступление его относится к 1845, когда он успешно участвовал на литературном конкурсе сатирическою поэмою. Вскоре после этого он выпустил в свет героическую поэму «Тольди», описывающую подвиги одного из народных героев рыцарского времени. Уже в этом произведении А. показал зрелое формальное мастерство и глубокое понимание венгерской народной поэзии.
В то время известный и популярный поэт Петёфи признал в нем равного себе товарища. Несмотря на разницу в их мировоззрении Петёфи был более радикальным они остались до конца жизни Петёфи друзьями. Революционное правительство в 1848 поручило А. редактирование одной из правительственных газет, к-рая в противовес резко радикальной программе крестьянства пропагандировала более умеренную правительственную политику. Впоследствии А. предполагал издавать более левый журнал («Свобода народа»), но крушение революции этому помешало. После подавления революции А. принужден был некоторое время скрываться. К этому времени относится поэма «Цыгане из Надьида», в к-рой отзвуки отшумевшей революции переплетаются с субъективными нотами пессимизма. В 1860, когда реакция ослабела, А. вернулся в Будапешт, где был избран пожизненным секретарем Академии наук. Большая часть поэтических работ А. относится к эпическому жанру. Самым крупным произведением его является трилогия «Тольди» (вторую часть ее «Вечер Тольди» он написал еще в 1848, а последнюю, наиболее романтически окрашенную часть «Любовь Тольди» закончил только в последние годы жизни).В поэме «Смерть Буда», тема к-рой заимствована из сказаний о гуннах он дал совершенный образец так наз. «венгерского александрийского стиха». К романтическим поэмам относится также «Штурм крепости Мурань». Баллады А. своим мрачным драматизмом напоминают шотландские баллады.Приняв во время революции и борьбы за независимость активное участие в политических событиях, А.
после подавления революционного движения отошел от политики. В аллегорических одах он дал выход своим националистическим тенденциям; в грустных элегиях оплакивал жертвы революции, в острых сатирических поэмах бичевал угнетателей и тех, кто примирился с реакцией. Мировоззрение А. в основе типично мелкобуржуазное. Его идеалом было выбраться из крестьянской темноты, создать возможности культурной жизни для «венгерской нации», побудить к этому народные силы.
Но с нарастанием капиталистических отношений, особенно в Будапеште, где жил, он уже не мог примириться. Отсюда его романтизм, его пассивность, а к концу жизни его беспочвенность и тоска по оставленной им навсегда провинции с ее «простонародными формами» жизни.Эти последние мотивы особенно ярко выражены в последнем сборнике его стихов «Осенние песенки». Собрание сочинений А. появилось после его смерти в 12 тт. А. много также работал как художественный критик, переводчик и историк литературы (переводы Шекспира, Аристофана, работа о происхождении венгерской поэзии и др.).
Библиография:
I.
Переводы: A. I., Toldi, übers. v. Kertveny, Lpz., 1851; Toldis Abend, übers. v. Kolbenheyer, Pest, 1857; König Buda’s Tod Sturm, Lpz., 1879; Toldis Liebe, Pest, 1884; Ausgewahlte Gedichte, Dux, Pest, 1861, Lpz., 1880, Wien, 1886; The Legend of the Woudrous Hunt (canto of Buda’s Death), by Butler D., L., 1881; Toldi, Poème en 12 chants, P., 1895.II. Riedl F., A., B-pest, 1887, изд. 4-е ?; Hemrech Gustav, I. A., Dichtungen in deutscher Sprache, Ungarische Rundschau, 1914. .