Литературная энциклопедия - бар
Связанные словари
Бар
Он примыкал ко всем направлениям периода 1890-1915 от натурализма до экспрессионизма, знаменовавшим эволюцию в мироощущении мелкои среднебуржуазных групп Германии и Австрии. В связи с его отзывчивостью на всякое новое направление Б. получил прозвище «коммивояжера послезавтрашнего дня». Бар сыграл очень значительную роль в развитии австро-немецкой литературы, заключавшуюся как в объединении австрийских писателей, так и в популяризации самых различных направлений и писателей других стран.
Начало своей литературной деятельности Б. посвятил натурализму, издавая вместе с А. Гольцем и др. журн. «Die Freie Bühne» (Свободная сцена). Он пропагандировал Золя, Ибсена, Гауптмана и др. В 90-х годах Б. приобретает известность как вождь «последовательного натурализма», то есть импрессионизма.Став во главе «Молодой Вены», он сплотил вокруг себя австрийскую группу импрессионистов и неоромантиков (Шницлера, Гофмансталя, Альтенберга и др.), находившихся под его сильным влиянием. Обоснованию импрессионизма посвящены его лучшие работы: «Zur Kritik der Moderne» «К критике модернизма» (1890); «Ueberwindung des Naturalismus» «Преодоление натурализма» (1891); «Renaissance» «Возрождение» (1897).
В издаваемом им органе импрессионистов «Die Zeit» «Эпоха» Б. популяризирует в Вене французских декадентов и символистов, а также Стриндберга, Уайльда и философию Ницше. Одновременно в работах: «Wiener Theater» «Венский театр» (1899), «Rezensionen» «Рецензии» (1903), «Заметки» «Glossen» (1907) Бар агитирует за создание импрессионистского театра, завоевывая этих писателей для сцены. В своих критических работах (таковы также «Essays» «Этюды», 1912; «Dialog vom Marsyas» «Диалог о Марсии», 1904; и др.) Б. отражает философию ницшеанства и модернизма культ личности, презрение к демократии. Его этюды типичные образцы импрессионистской критики, исходящей из субъективного впечатления, поверхностной, но блестящей. «Dialog vom Tragischen» «Диалог о трагическом» (1903) Б. посвящает проблеме изменчивости человеческого «я», приходя к крайнему субъективизму; Б. первый связал субъективизм литературного импрессионизма с философией релятивизма Маха. С 1910 ориентация Б. меняется вместе с общей ориентацией мелкобуржуазных групп: он порывает с импрессионизмом.В «Essays» «Этюдах» (1912) и особенно в «Expressionismus» «Экспрессионизме» (1916) Б. ратует за новое искусство экспрессионистов . Все больше углубляясь в мистицизм, Б. окончательно порывает с бунтарством прежних лет и приходит к католичеству (1914). Как художник Б. не возвышается над посредственностью. Один из критиков хорошо назвал его «журналистом в творчестве» и «поэтом в журналистике».
Его драмы по глубине редко превосходят произведения фельетониста и в истории литературы не останутся. Этапы художественного творчества Б. соответствуют этапам его критических работ. К периоду натурализма принадлежат: «La Marquesa d’Amaegui» «Маркиза д’Амеги», «Die grosse Sünde» «Большой грех», «Die Mutter» «Мать» (1888-1891) с их легкой социальной и политической сатирой.В романе «Die gute Schule» «Хорошая школа» (1890) и новеллах «Fin de siècle» Б. подражает прозе французских декадентов. Целый ряд произведений Б. посвящен быту Вены; таковы драмы: «Tschaperl» «Чаперль», «Der Star» «Скворец», «Der Atlet» «Атлет», «Die Wienerinnen» «Венки», «Францль» (1897-1900) и романы: «Neben der Liebe» «Около любви» (1893) и «Театр» (1897). Известностью пользовались его драмы: «Der Apostel» «Апостол», «Der Meister» «Мастер», «Das Konzert» «Концерт» (1901-1910).
Ряд пьес этого периода ставился на русской сцене. К последнему периоду мистицизма и экспрессионизма относятся драмы: «Der Unmensch» «Изверг» (1919), «Ehelei» «Брак» (1920), «Altweibersommer» «Бабье лето» (1924). Баром задумана большая серия романов (посвященных Австрии, Германии и пролетариату); из них вышли: «Die Rahl» «Раль» (1909), «Друт» (1910), «О, Mensch» «О, человек», «Himmelfahrt» «Вознесение» (1916), «Die Rotte Koriahs» (1919), с типичным для этих лет идеализма углублением в мир человеческого «духа». Новейший роман Бара «Der inwendige Garten» «Внутренний сад» (1927).Библиография:Soergel A., Dichtung u. Dichter der Zeit, Lpz., 1911; Meyer R. M., Die deutsche Literatur des XIX u. XX Jahrh., 2 Bde., Berlin, 1920; Walzel O., Die deutsche Dichtung seit Goethes Tod, B., 1920: Kummer F., Deutsche Literaturgeschichte des XIX u. XX Jahrh., 2. Bde., Dresden, 1922; Hande W., H. B., Berlin, 1923; Arnold A., Das deutsche Drama, M., 1925. Meridies W., H. B. als epischer Gestalter u. Kritiker der Gegenwart, Hildesheim, 1927. .