Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - бехер

Бехер

БЕХЕР Иоганнес Р. (Johannes Becher, R., 1891-) немецкий писатель, коммунист. Первая книга стихов «Verfall und Triumph» (Распад и торжество) вышла в 1914. Творческий путь Б. сложен: расстояние, отделяющее первые стихи Б. от его предпоследнего сборника «Hungrige Stadt» (Голодный город, 1927) огромно и показывает, с какими затруднениями сопряжен был творческий рост крупнейшего революционного поэта современной Германии. Б. начал как типичный поэт большого города, как яркий выразитель настроений деклассированной богемы. В стихах, относящихся к 1912-1916 (кроме названной уже книги «Verfall und Triumph» они вошли также в сборники «Päan gegen die Zeit» (Песнь против современности) и «An Europa» (К Европе)), мы встречаем тонкого изощренного лирика, настроения которого очень заметно окрашены воздействием богемной среды, а также замечательно яркого изобразителя городского пейзажа и быта, воспринятого все в том же ограниченном разрезе восприятия художника-богемы. Бехер большой мастер; яркость и острота образа характеризуют его урбанистические стихи. Буржуазную действительность поэт оценивает отрицательно уже в самом начале своего творческого пути, но его возмущение разряжается крикливой и бесплодной бравадой; от смутного, хотя и очень болезненного недовольства до революционного восстания против буржуазной действительности еще далеко. Б. переживает мучительную полосу богоискательства; в сборнике «Um Gott» (Во имя бога, 1921 вторая часть книги известная агитпьеса «Arbeiter, Bauern, Soldaten»), отразившем этот период, собраны стихи, свидетельствующие о том, с какой страстностью и как трагически-слепо поэт искал в религиозных мотивах разрешения больных противоречий действительности. Характерно, что этот богоискательский мистицизм удерживается продолжительное время уже после того, как Б. примкнул к революционному движению пролетариата новую революционную тематику Б. обрабатывает явно несоответствующим образом (как пример можно указать гимны на смерть Розы Люксембург или Е. Левине, проникнутые экстатической религиозностью). Придя к революции, поэт принес с собой тяжелый груз старых навыков, от к-рых ему надлежало освободиться. Б. пришел к революционному пролетариату стихийно: когда революционная волна была на подъеме, среди буржуазной интеллигенции была сильна тяга к пролетариату-победителю. Поражение немецкой революции создало целую плеяду интеллигентских ренегатств, недавние попутчики спешили отказаться от своего революционного увлечения и переброситься во враждебный лагерь.

Б. остался до конца верен пролетариату, и можно сказать, что кризис революции заставил его с большей серьезностью отнестись к новым перспективам своего творчества. Он начинает упорную глубокую работу над собой, очищая свое творчество от шелухи старого миросозерцания. Подлинный революционный поэт в сущности только теперь начинает формироваться.

Работу по перевооружению Б. проделывает с необычайной решительностью. Он стремится к возможной простоте поэтического языка, к идеологической отчетливости и агитационной убедительности своих произведений. Б. вырастает в яркого и мощного революционного художника. Поэма «У гроба Ленина» (Am Grabe Lenins, 1924) была первым крупным достижением Б.

на новом пути. Вещь эта подлинно монументальная, ее трагическая патетика раскрыта в поразительно естественных, строгих и простых очертаниях. В 1925 Б. выступил с книгой стихотворений «Труп на троне» (Der Leichnahm auf dem Thron), которая в основном посвящена гневной, бичующей критике буржуазной Германии. Многие вещи этого сборника сделаны как политические памфлеты, агитационная направленность новых стихов Б.

обнажена. Поэт разоблачает буржуазную республику, возглавляемую «трупом на троне» Гинденбургом, соединяя свое блестящее, оплодотворенное новыми достижениями поэтическое мастерство с ролью политического агитатора. Стиль Б. становится плакатным. Книга так верно била в цель, что ее поспешили конфисковать, а автора предали суду. Стремление к новой, широко доступной, четкой, впечатляющей форме (эту задачу неминуемо ставит перед собой каждый пролетарский революционный художник) привело Б. к временному отходу от стихотворной формы, к попытке утвердиться в области прозы. Две книги характеризуют этот период. Роман «Единственно справедливая война» (Der einzig gerechte Krieg, 1926) и повесть «Банкир на поле брани» (Der Bankier reitet über das Schlachtfeld, 1926).

Последняя представляет беспощадную сатиру на послевоенную буржуазию, пожинающую плоды военных прибылей (фабула повести: буржуазия веселится на полях недавних сражений, превращенных в место увеселительных прогулок). Роман «Единственно справедливая война», являющийся одновременно бытовой вещью, развертывающей картины современной Германии, научно аргументированным исследованием о современных возможностях газовой войны, и фантастическим произведением, рисующим ужасы газовой войны будущего, имеет в своей основе убедительно доказанное положение: только революционное восстание пролетариата может освободить мир от опасности войны.

Это обнаженно агитационная вещь, но вместе с тем настоящее, волнующее произведение искусства. И эта книга привела Б. на скамью подсудимых. «Демократическое» правосудие с необычайной пристальностью следит за ростом революционного художника и закрепляет своим обвинительным приговором каждый заметный его успех.

Предпоследняя книга Б. сборник стихотворений «Голодный город» является большим достижением революционного поэта. Здесь не только находят свое выражение упорные искания Б. в области яркой и популярной формы, доступной рабочей массе, но и с большой четкостью разрешена проблема тематики. Сборник посвящен в основном рабочему быту; если в раннюю пору творчества Б.

воспринимал большой капиталистический город как город ночных ресторанов, проституток, бродяг, в свете упадочной романтики лишних людей, то теперь он отдает свое внимание рабочим кварталам, рассказывает о голоде и безработице, обнажает классовые противоречия современного города. Есть в сборнике несколько стихотворений, посвященных историческим эпизодам рабочего движения последних лет стачке английских углекопов, шанхайским событиям.

Всю книгу отличает сосредоточенная простая ясность языка, соответствие и единство всех элементов стиля, здоровая, полнокровная конкретность образов. «Голодный город» свидетельствует о том, каких больших и ярких достижений можно ждать от Б. Советский читатель знает Б. только по его прозаическим вещам («Единственно справедливая война», X.

, 1926 и др. изд. и «Банкир», Л., 1926) неоднократно переводившимся. Ни одного сборника стихов Б. в русском переводе не имеется. Отдельные произведения помещались в журналах, газетах и альманахах.

Библиография:

I. Русские переводы стих. Б., кроме упомянутых, см.«Западные сборники», вып. I, М., 1923. Отдельно издана поэма «У могилы Ленина», М.

, 1924.

II. Фриче В. М., Западно-европейская литература в ее главнейших произведениях, М. Л., 1925; Рейх Б., Об И. Б., «Печать и революция», № 6, 1926; Запровская А., И. Б., «На литературном посту», 1926, кн. 4; Цинговатов А., И. Б., «Молодая гвардия», кн. 11, 1926; Запровская А., И. Б., «Новый мир», 1927, кн. 12. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины