Литературная энциклопедия - бенавенте
Связанные словари
Бенавенте
Основная масса драматических произведений Б. проникнута типичными мотивами и упадочными настроениями «конца века», с характерными для него болезненным индивидуализмом, скептицизмом, утонченностью чувств и переживаний и пессимистической иронией. Полнее всего эти черты творчества Б. сказались в цикле его драм и комедий из быта современной испанской аристократии, как напр.
«Gente conocida» (1896), «La comida de las fieras» (1898), «Campo de armiño» (1916), где преобладают мотивы, знакомые нам по чеховскому «Вишневому саду». Кроме того Б. в ряде своих комедий обращается к идеалам добропорядочной буржуазной жизни, противопоставляя их упадку нравов и паразитическому существованию общественных верхушек Испании («La gata de Angora», 1900, «Rosas de otoño», 1905, «Señora ama», 1908, «La malguerida», 1913).
В ряде комедий Б. разрабатывает тему о материальных интересах как движущих пружинах современной общественной жизни. В уже упомянутой «Игре интересов» автор с большим мастерством применил приемы и традиционные персонажи итальянской комедии масок к изображению характерных общественных типов современности. Значительно слабее во всех отношениях символические и социальные драмы испанского драматурга.
В первых он пытается противопоставить низким и вульгарным интересам современного буржуазного общества высокие, отвлеченные и весьма туманные идеалы подлинной любви, добра и самоотвержения, во вторых следуя этим же идеалам, проповедует мирное, «христианское» разрешение социальных конфликтов.
Библиография:Адамов Е.
, Х. Б. и театр в Испании, «Современный мир», 1912, IX, 195-210; XII, 213-234; Bouilla A., I San Martin, «Ateneo», 1906; Eguia-Ruiz P. C. D., «Literaturas y literatos», la serie, Madrid, 1914; Marguina R., El teatro de J. B., «Nosostros», 1922, VI, Buenos Ayres; Starkie Walter, J. B., Oxford, 1924. .