Литературная энциклопедия - бересфорд
Связанные словари
Бересфорд
Социальные верования Б. с наибольшей полнотой выступают в его романе «Революция» (1921), в к-ром он противопоставляет консервативно-обывательской Англии толстовство и «идеализм без наказания и страха».Б. мастер психологического романа. Показывая своих героев в моменты кризиса, крушения устоявшихся принципов, он тщательно обрисовывает эволюцию их психики, внутреннюю борьбу и противоречия, связывая в то же время психику с внешним миром вещей, органически сцепляя окружающее с внутреним миром.
Творчество Б. в основном протекает по реалистическому руслу, лишь два сборника относятся к фантастическому жанру. В «Хэмпденширском чуде» (1911) Б. дает образ человека, обладающего необычайным умом, но все же не могущего понять жизнь целиком и остающегося вне ее.В «Гусенках» (1913) Б. изображает гибель Европы и Америки, уничтожаемых страшной чумой. Женщины однако остаются и создают общество, основанное на новой морали. Последние произведения Б.: «Приманка» (1927) типичный «роман для летнего чтения», не заслуживающий никакого внимания; «Обои» (1927) продолжение линии характерного для Б. «неореализма» сочетания внутренних переживаний с внешним миром.
Но в данном романе былая материалистичность этого метода уже утеряна Б., внешнее из вещи превратилось в символ, реалистический показ действительности сменяется мистицизмом. Это свидетельствует о кризисе в творчестве писателя, признаки чего намечались уже в его «Знаках и чудесах» (1921) и «Пленниках Хартлинга» (1922). Б. написаны также три пьесы: «Королевское сердце» (вместе с А.
С. Крэвеном), «The Compleat Angler» и «Хоуард и сын» (вместе с К. Ричмондом). Критические работы: «Г. Д. Уэлс» (1915) и (в сотрудничестве с К. Ричмондом) «У. Форд» (1917).Библиография:
I. На русск. яз. перев.: Дом № 73 (в подлиннике «House-Mates»), М., 1927.
II. Brimley Johnson R., Some Contemporary Novelists (Men), L., 1922. .