Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - бернардэн де сен пьер

Бернардэн де сен пьер

БЕРНАРДЭН де СЕН ПЬЕР (Jacques-Henri-Bernardin de Saint Pierre, 19/I 1737-21/I 1814) французский писатель. Происходил из среднего чиновничества (сын почтмейстера, претендовавшего на аристократическое происхождение). По образованию инженер. Вся жизнь писателя полна утопических затей переустройства человеческого общества, разбившихся при столкновении с действительностью: в поисках осуществления своих идеалов Б. ездил в Россию (1762-1766) и на остр. Иль-де-Франс в Индийском океане. «Voyage Г l’Ile-de-France» (Путешествие на Иль-де-Франс, 1773) было литературным дебютом Б. Популярность он приобрел в 80-х гг. после выхода в свет «Études de la Nature» (Этюды природы, 1784), а особенно двух «приложений» к ним: романа «Paul et Virginie» (1787) и философского романа «La Chaumière Indienne» (Индийская хижина, 1790); громадной популярностью пользовалась также прозаическая пастораль «Arcadie» (1781). С 1795 был членом Академии. Основой мировоззрения Б. является утрированное возвеличение человека (антропоцентризм). Отсюда проистекают: телеологический подход к самой природе, «созданной для нужд человека» (доходящий до анекдотических изречений, вроде того, что дыня разделяется на дольки, чтобы ее можно было легко делить за завтраком и т. п.); культ самой природы; требования «возврата человека к природе», в смысле отказа от достижений городской культуры и цивилизации, являющихся причиною извращения подлинной натуры человека, и стремления к жизни на лоне природы, к труду земледельца. Б. восстает и против собственности на землю. Его религия проповедь эмоциональности (примат непосредственной веры над рассудком в духе Руссо); восставая против официальной церковности, Б. стремится к религии универсальной для всего человечества, храмом к-рой является та же природа, а обрядами помощь людей своим ближним (особенно ярко выражена эта мысль в философском рассказе «Le Café de Surate» (Суратская кофейня, 1791, русск. пер. Л. Н. Толстого). Именно как последователь деизма Руссо Б.

снискал себе громадную популярность в среде буржуазной интеллигенции, боровшейся в эпоху революции против католицизма и церкви. Не придавая значения политическим формам в деле осуществления своих мечтаний, Б. был политически индифферентен; он «принял» революцию, а затем Бонапарта, как «принимал» и абсолютизм. Подобно Руссо, Б.

явился фактически идеологом мелкой буржуазии. Развитие мануфактуры и разложение мелкого и натурального хозяйства, усиление значения города, стеснения, к-рые испытывало «третье сословие» при абсолютной монархии в XVIII в., все это наиболее болезненно отражалось на мелкой буржуазии; и конечно эта социальная группировка, составившая основной кадр бойцов 1789, и была особенно восприимчива к учению, зовущему назад к примитивному укладу и мелкому хозяйству (однако Б.

зовет «назад» и в ином смысле: он восхваляет героическое прошлое Франции средних веков и Возрождения). В творчестве Б. сливаются воедино «художественный» и «внехудожественный» планы; все без исключения произведения его проникнуты декламационным пафосом, а дидактическая традиция прозы XVIII в. отражается и на чисто художественных произведениях Б.

Основные черты его стиля вытекают из того же антропоцентризма и культа природы. Он внес во французскую прозу яркую декоративность и живописность (pittoresque); Б. большой мастер пейзажей и описаний бури, грозы и т. п. Характерно для него скопление предметов и их эпитетов (черта, заимствованная у Б. Шатобрианом , отцом романтизма); экзотика, как и у Шатобриана, основной стержень декоративности Б.

; в его «Voyage en Russie» (Путешествие в Россию), несмотря на крайне фантастические данные в области этнографии, Б. дал прекрасные картины природы и пейзажей России. Большое мастерство обнаружил Б. в области цветовых эффектов, введя много новых нюансов в свои декорации, на фоне к-рых он дает мотивы одиночества, меланхолии, влечения к таинственному, прочно вошедшие в репертуар преромантизма, вдохновитель к-рого Руссо, а первый большой художник Б.

Культ чувства и любви создает декламационный пафос Б. Композиция его лучшей вещи «Paul et Virginie» несложна. Это простой рассказ, влагаемый в уста чувствительного (sensible любимое слово Б.

как писателя, родственного сентиментализму ) наблюдателя, о любви двух молодых людей, выросших вместе в обстановке тропической природы Иль-де-Франса (отражение мечтаний Б. о возврате к природе). Счастье их нарушается вмешательством их прошлого цивилизации, от к-рой, казалось, избавились эти люди и к-рая, в лице родственников героини, вторгается в жизнь любящих и, разрушив счастье, ведет их к трагической гибели.

Приемы пасторального жанра, развернутые Б. в «Arcadie», заметны и здесь; трагедия героев как бы отражает крушение утопических идеалов самого Б. Значение Б. во французской литературе огромно: велико его влияние и на русскую, а его философия, наряду с Руссо, нашла отклик в философских произведениях Л.

Толстого.

Библиография:

I. На русск. яз. перев. Paul et Virginie, M., 1801, M., 1890, M., 1913; La Chaumière Indienne, M., 1805, 1913; Le Café de Surate, пер. Л. Н. Толстого, М., 1891.

II. Розанов М. Н., Ж.-Ж Руссо и литературное движение конца XVII и начала XIX в. (Очерки по истории руссоизма на Западе и в России), т. I, М., 1910; Barine Arvède, B., P., 1891; Maury F., Étude sur la vie et les oeuvres de B.

, P., 1892; Sainte-Beuve, Ch., Causeries du Lundi, т. VI, 1894; на русск. яз. перев. Lanson G., Histoire de la littérature française, где Б. посвящена большая глава; Его же, Un manuscrit de «Paul et Virginie», «Revue du mois», avril, 1908; Aimé-Martin, Собр. сочин. с комментариями, 2 тома, 1836 (II т., посмертные произведения); о вариантах и рукописях: Souriau M., B. d’après ses manuscrits, P., 1905. Mornet D., Le sentiment de la nature en France de J. J. Rousseau á St. P. I. H. B., 1907. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины