Литературная энциклопедия - бласко ибаньес
Связанные словари
Бласко ибаньес
Славу Б. И. завоевал своим романом «La barraca», переведенным тотчас же на французский язык. С тех пор Б. И. напечатал свыше тридцати романов, ряд сборников рассказов и новелл, несколько описаний своих путешествий, перевел на испанский яз. много произведений европейской художественной и исторической литературы. Наряду с литературной деятельностью Б.
И. вел энергичную и упорную общественно-политическую работу, неизменно защищая и пропагандируя программу республиканско-демократической партии. Свыше тридцати раз, несмотря на звание депутата, он подвергался тюремному заключению, несколько раз высылался из Испании, пока в 1923, после утверждения диктатуры Примо де Ривера и разгрома республиканской партии, не эмигрировал во Францию.
Оттуда, в сотрудничестве с рядом эмигрантов-республиканцев, Б. И. вел энергичную борьбу с фашистским режимом в Испании; выпустил, в частности, нашумевший политический памфлет «Разоблаченный Альфонс XIII».Романы Б. И. можно разбить на следующие группы: 1. бытовые романы, рисующие жизнь и труд населения провинции Каталонии (родина писателя).Наиболее известны из них: «Arroz y tartana» (Бесшабашная жизнь, 1894), «La barraca» (Проклятый хутор, 1898), «Entre Naranjos» (В апельсинных садах, 1900) и «Canas y barra» (Тростник и ил, 1902); 2. социальные романы: «El catedral» (1903), «El intruso» (1904), «La bodega» (1905) и «La horda» (1906) (русские перев. под назв.: «Толедский собор», «Отцы иезуиты», «Винный склад», «Дикая орда»); 3. психологические романы, из к-рых наиболее значительны: «Sangre y arena» (Кровь и песок, 1908), «Los muertos mandan» (Мертвые повелевают) и «Luna Benamor»; 4.
романы из эпохи империалистической войны: «Los catro jinetes de Apocalipsis» (Четыре всадника Апокалипсиса, 1916) и «Mare nostrum» (Наше море, 1918). Особняком стоит античный роман «Куртизанка Сонника».По приемам своего письма Б. И. типичный натуралист; французская критика считает его подражателем Золя.В сравнительно отсталой экономически Испании в 90-х гг. прошлого столетия и в начале XX в. не было еще налицо тех социально-экономических условий, при которых могло бы создаться утонченное «модернистское» искусство (оно явилось позже, в лице Пио-Бароха ). Эстетика Б. И. диаметрально противоположна эстетике модернистов. Он видит цель искусства в возможно точном и всестороннем изображении внешней среды, в которой живут и действуют отдельные личности и народные массы.
Жанровые картины быта одна из самых сильных сторон творчества Б. И. Подобно Золя, он всесторонне, почти научно изучает темы своих произведений. Б. И. яркий представитель испанской либеральной мелкой буржуазии. Этим объясняется обличение в его произведениях «болезней» современной Испании, в особенности столь ненавистного Б. И.
клерикального режима. Этим же обусловливается интерес Б. И. к изображению трудящихся классов в своих романах (крестьянство, рыбаки, рабочие и т. д.) и социальных низов столичных центров. Наиболее удачны у Б. И. страницы, посвященные психологии масс: психические токи, возникающие среди зрителей боя быков («Кровь и песок»), среди молящегося населения гибнущего города («В апельсинных садах»), наконец, среди охваченного восстанием народа («Винный склад», «Вторжение») изображены у Б.
И. с мастерством, не уступающим Золя. С другой стороны, любимой темой Б. И. является борьба сильной и свободомыслящей личности против гнета бытовых и социальных условий. Эти личности или предприниматели, добивающиеся богатства и могущества, или завоеватели политической власти, или наконец артисты и художники. Б. И. романтик индивидуализма, в плане к-рого он разрешает все социальные и психологические конфликты в своих романах.
В этом отношении Б. И. наследник испанских революционно-буржуазных традиций начала XIX в.; при блестящем знании и понимании родного быта, национальной психологии всех классов испанского общества он все же не сумел распознать в современности основных путей социальной борьбы. Новеллы Б. И. («Должностное лицо» и др.) обычно психологические этюды, изображающие острые душевные конфликты; динамичность фабулы, как и везде у Б.
И., не играет большой роли.Б. И. был одним из тех представителей либеральной европейской интеллигенции, к-рые по почину Ромэна Роллана, Анри Барбюса и др. выступили с воззванием в защиту Советской республики; он никогда не упускал случая выразить свое сочувствие Октябрьской революции.
Библиография:
I. Полн.
собр. сочин., изд. «Современные проблемы» (16 тт., М., 1910-1912) и «Сфинкс» (16 тт., М., 1910-1911). Многие его произведения («Проклятый хутор», «Мертвые повелевают», «Вторжение», «Кровь и песок») издавались отдельно (в изд. Антик, «Всемирная литература», «Мысль», «Космос», Гиз и др.). Позднейшие изданы Гизом и др.: Разоблаченный Альфонс XIII, Гиз, М., 1926; Валенсианские рассказы, «Всемирн. литература», П., 1919; Солнце мертвых, перев. Д. Выгодского, Гиз., М., 1926; Земля для всех, перев. его же, изд. «Книжные новинки» Л., 1926; В апельсинных садах, перев Т. Герценштейн, М., 1927.II. Дионео, Б. И., «Русское богатство», кн. 6 и 7, СПБ., 1910; Фриче В. М., Б. И., «Новый журнал для всех», кн. XXIX, СПБ., 1911; Игнатов С., Б. И. в русск. переводах, «Печ. и рев.,» 1927, IV; Выгодский Д., Б. И., «Звезда», 1928, II; Zamocois E., Mis contemporaneos (Мои современники), B. J., Madrid, 1910 (есть русск. перев.); Pitollet C., V. B. J., ses romans et le roman de sa vie, P., 1921. .