Литературная энциклопедия - брентано
Связанные словари
Брентано
Она связана с личным переживанием с любовью Б. к Софии Меро (1761-1806), его первой жене. На оформлении этой темы заметно влияние народной песни, техникой к-рой Б. овладел еще до издания «Des Knaben Wunderhorn» (о последнем см. Арним). Наряду с метром, влияние народной песни сказывается особенно на выборе цветовых эпитетов у Б.; к приему синкретизма ощущений, типичному для старшей романтики, Б.
прибегает только пародийно, как напр. в «Чудесной истории часовщика Богс», написанной в сотрудничестве с Герресом (1807). Сатира против филистерства дана здесь не в чистом виде, как в позднейшем quasi-научном трактате «Die Philister vor, in und nach der Geschichte» (1811), а с романтическими видениями, выражающими новый мотив губительного соблазна красоты, любви к Лорелее. Мотивы соблазна, покаяния и отречения от мира являются темой новых поэтических произведений, порой соединяясь и обостряя тему «радости-страдания». Брентано долгие годы скитался по Германии (1806-1816) и в художественном отношении это было далеко не бесплодно. Национально-историческое направление, любовь к идеализованному средневековью с его «смиренной простодушной верой» находит себе выражение в «Aus der Chronika eines fahrenden Schülers» (1818); в архаизированном наивном сказе этой повести Б. сумел обуздать свое причудливое воображение. В одном реалистическом тоне выдержана бытовая новелла «Geschichte vom braven Kasperl und vom schönen Annerl» (1817); введение жутких народных поверий о жаждущем крови мече палача мотивировано здесь личностью рассказчицы старухи-крестьянки. Зато причудливая фантазия Б., яркость экзотики, безумная веселость его юмора раскрываются в новелле «Die mehreren Wehmüller und ungarische Nationalgesichter» (1817). Наконец в своих сказках (1805-1811) Б. дает образцы иронической фантастики, невозможной и в то же время логически последовательной, к-рой соответствует виртуозность сказа, доведенного до звукописания почти каждого изображаемого предмета.Мотив отречения звучит однако все яснее в творчестве поэта; он становится основным в «Romanzen vom Rosenkranz», где путем отречения искупают грех земной жизни три девы три символических розы: белая земная, алая небесная и золотая роза искусства; здесь Б. предает проклятию, в лице чернокнижника Апоне, идеологию романтизма, философию Шеллинга и Шлегеля .
Еще один шаг отказ от личного счастья, от любви к Луизе Гензель (1817), переносит тему отречения из поэзии в жизнь Б. В Дюльмене, вернувшись к католичеству, поэт записывает «откровения», ясновидящей монахини Екатерины Эммерих (1818-1823); его поэзия подчиняется задачам католической пропаганды.Библиография:
I. Полное собр. сочин. под ред. Schüddekopf K., в 18 тт., München, 1910; Избр. сочин. издавались много раз; первое собр. сочин. изд. Brentano Christ., 9 тт., Frankfurt a/M., 1852-1855; отдельные произв. издавались Görres’ом, Prietz, Amiung и др.
II. Помимо общих трудов по романтике: Жирмунский В., Религиозное отречение в истории романтизма, П., 1919; Diel J. B., C. B., 2 Bde, Freiburg, 1877; Steig R., Achim v. Arnim und C. B., Stuttgart, 1894; Kerr A., Godwi, Berlin, 1898; Roethe G., B.’s Ponce de Leon, Berlin, 1901; Schellborg W., Untersuchung des Märchens «Gockel, Hinkel und Gackeleia», Münst., 1903; Amelung H., Briefwechsel zwischen B. und Sophie Mereau, 2 Bde Lpz., 1908; Schubert K., B.’s weltliche Lyrik, Breslau, 1910; Steig R., B. und die Brüder Grimm, Stuttgart, 1914. .