Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - дандин

Дандин

ДАНДИН (Dandin, конец VII в. христ. эры) знаменитый древнеиндийский поэт и теоретик поэзии. Теоретические воззрения Д. на поэзию изложены в его трактате «Зерцало поэтического мастерства» (KДЃvyДЃ-darça, изд. с немецким переводом О. Bohtlingk’ом, Lpz., 1890). В поэтическом произведении Д. различает «тело» и «украшения»: «тело» это смысл художественного произведения, выраженный последовательностью слов и предложений; «украшения», составляющие сущность поэтического мастерства, охватывают всю совокупность изобразительных средств как образных (описания и тому подобные loci communes), так и словесных (тропы и стилистические фигуры) и звуковых (различные формы аллитерации).

Выбор изобразительных средств в подлинно художественном произведении должен определяться всегда его обшим основным настроением (rasa). Таким образом в отличие от Анандавардханы с его учением о «сокровенном» втором смысле художественного произведения Дандин является ярким представителем формального направления в индийской поэтике, не знающего символической интерпретации текста и сосредоточивающего свое внимание на описании и классификации изобразительных средств «украшающих» «тело» поэтического произведения.

Как поэт Дандин знаменит своим романом «Приключения десяти царевичей» (DaçakumДЃracarita), построенным по обычному для индийской повествовательной прозы принципу обрамления и вводящим в основную раму рассказ о приключениях царевича Раджаваханы и его девяти товарищей множество авантюрных новелл, анекдотов и фантастических повестей. Правдоподобие (с точки зрения реалистической европейской литературы) не входит в задачи поэта, охотно разрешающего конфликты сказочными средствами, но его авантюрные и эротические эпизоды содержат множество интересных бытовых деталей из жизни продажных женщин, игроков, воров и пр.

В изложении романа Дандин применяет все приемы самого изысканного поэтического стиля столь излюбленную индийскими поэтами игру многозначными словами, метафорами, эпитетами и сравнениями; применяет он и разнообразные звуковые эффекты так один из эпизодов романа (VII гл.) написан без употребления губных звуков, т. к. у рассказывающего его героя болят губы от укусов его возлюбленной.

В своем «Зерцале» Д. отмечает особую трудность разрешения этой задачи.Конец и начало романа Д. утеряны; сохранившееся начало, как окончательно доказано J. Hertel’ем, принадлежит позднейшему поэту, пытавшемуся подражать стилю Д.

Библиография:

Перев. «Приключений десяти царевичей»: русский Щербатского Ф. И., журн. «Восток», 3, 4, 5; немецкие J. Meyer, Lpz., 1902; M. Haberlandt, Munchen, 1903 и J. Hertel, Lpz., 1922. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины