Литературная энциклопедия - демель
Связанные словари
Демель
Он издает «Военную лирику» (Kriegsgedichte, 1914) и военные дневники «Между народом и человечеством» (Zwischen Volk und Menschheit, 1919), проникнутые ярким милитаризмом и шовинизмом.В связи с крайним индивидуализмом Д. нужно оценивать и его социальную лирику. Цикл стихотворений на социальные темы (известны его «Песнь жатвы», «Рабочий» и др.) представляет собой отголосок натурализма его поэзии социального сострадания.
Если основной образ Д. напоминает «господина» у Ницше, то Д. не чужда и мелкобуржуазная жалость к «рабам». Последняя имеет однако у Д. специфический оттенок. Именно из его утверждения человеческой личности и ее индивидуальной свободы вытекает и негодование Д. на судьбу «бедняков», менее других обладающих своей личностью. Классовый и социальный момент так.
обр. всецело подчинен индивидуалистическому, и социальная поэзия Д. органически включается в его творческую систему.Индивидуалистический пантеизм Д. чрезвычайно насыщен мыслью, интеллектуализирован; Демель всегда стремится к большим синтетическим обобщениям. Эти моменты обусловливают основные особенности его стиля.
Наиболее естественным жанром Д. является лирика. В попытках драмы или прозы он приходит к наиболее лиричному виду драмы пантомиме-аллегории «Люцифер» (Lucifer, 1895), «Микель Микаель» (Mickel Mickael) и фантасмагории в прозе «Божья ночь» (Gottesnacht) или терпит неудачу. Но лирическое мироощущение Д. вовсе не исходит из мгновенного субъективного переживания, оно совсем не импрессионистично, наоборот лиризм соединен у Д. с тягой к монументальности. Отсюда вытекает типическая для Д. крупная лирическая форма лирический роман, стихотворный цикл. Из этой же интеллектуальной тяги к обобщению вырастает и символизм Демеля, его частое обращение к аллегорическим и мифологическим образам.Символика Д. однако отличается от свойственного большинству символистов упадочного надстраивания другого мира над реальным. В обобщенном образе Д. находит выражение ярко оптимистическое мироощущение. Печать интеллектуализации лежит не только на аллегоризме, часто надуманном, образов Д., но также и на композиции его произведений.
Их строгая архитектоника особенно поразительна в «Двоих». Искусственность в построении этого романа (3 части по 36 романсов, по 36 стихов в каждом, тождественность композиции каждого романса, отточенность концовок) сочетается с свободным, естественно следующим психологическим мотивам, стихом.Так же и в «Превращениях Венеры» цикличность достигнута крайне искусственной связью стихотворений.Идеология немецкого империализма выражена у Д. в чрезвычайно затемненной и затушеванной форме в форме эротического пантеизма. В этом сказалось отчасти и то, что Д. был выразителем не ведущих классов империалистического наступления, а лишь втянутых в него мелкобуржуазных слоев.
Упадок творчества Д. совпадает с дальнейшей дифференциацией немецкой мелкой буржуазии, с выдвижением новых слоев ее, уже явно оппозиционных немецкому капитализму.
Библиография:1. Собр. сочин. Д. в 10 тт., Fischer Verlag, 1910; и в 3 тт., 1913; Mein Leben, Lpz., 1922; Gesammelte Werke in Einzelausgaben, Fischer, Berlin, 1923; Bekenntnisse, 1926. На русск. яз.: Собр. сочин. в 2 тт.
(проза), перев. Л. Горбуновой, предисл. Ю. Айхенвальда, изд. К. Некрасова, М., 1911-1912 (т. I. Автобиография, Спутник человеческий, Трагикомедия, Трагизм и драма; т. II. Странички жизни, Новеллы: Три сестры, Оборотень и др.).
II. Фриче В. М.. Художественная литература и капитализм, ч. 1, М., 1906; Bab J., R. Dehmel, 1903 und 1926; Schaukal R., Dehmel’s Lyrik, 1907; Ludwig E., R. Dehmel, Berlin, 1913; Kunze, R. Dehmel’s Dichtung als Ausdruck der Zeitseele, L., 1913; Krueger Th., R. Dehmel als religios-sittlicher Charakter, 1921; Adler Fr., Dehmel uber Metrik, в журн. «Euphorion», 24, 1923; Schonborn Th., Dehmel und seine Heimat, 1923; Pamperrien R., Das Problem menschlicher Gemeinschaft in R. Dehmel’s Werk, Tub., 1924 (психоаналит.
раб.).III. Frels Wilh., Dehmel-Literatur, «Die schone Literatur», 1928. .