Литературная энциклопедия - дрожжин
Связанные словари
Дрожжин
Отсюда в поэзии Дрожжина, с одной стороны, самые общие мотивы недовольства, жалобы на тяжкую долю «труженика-народа», на «мрак» и «стон за стенами тюрьмы», с другой стороны такие же общие мотивы смутных чаяний «света», веры в лучшее этого «труженика-народа». Конкретные черты этого идеала «свободной» жизни сытость и довольство мелкого собственника, труженика-одиночки.
В своей тематике Д. не ограничивается сельской природой, бытом, трудом и долей бедняка, он поет и о жизни рабочего. Понятно, что и в этих песнях такая же, как и к доле деревенского бедняка, жалость, только усугубленная черными красками огромного каменного завода, «где адский горн во тьме пылает и шип змеиный издает».Среди шума больших городов,Иль в далекой глухой деревушке,Поищи ты других бедняковСреди фабрик, палат и дворцов,По подвалам иль в душной лачужке.Там услышишь ты вздохи и стон,Утомленной, надорванной груди,Где в неволе работают людиИ покорность вменяют в закон.(Монолог)Поэт не видит путей развития рабочего класса: «ничтожны люди пред страшной силою машин» («Из песни рабочего»).
Социальное бытие деревенской бедноты определяло не только мотивы жалоб, надежд, но и мотивы бунтарства, злобы и ненависти, как напр. у С. Подъячева. Но этих настроений мы не найдем в творчестве Дрожжина, они приглушены у него мотивом толстовского всепрощения, навязанным ему буржуазной идеологией: «И зло любовью победим» («Ночные думы»).Стихи Д. с формальной стороны по большей части подражательны. Он подражает Пушкину («В столице», «На память пережитых дней», «Трава, как бархат, зеленеет»), Кольцову («Запевка», «В страду», «Рожь»), Некрасову («К песне»), Никитину и народной песне. Для ряда этих подражаний написана музыка. Изобразительные средства Д. скудны. Рифма безыскусственная, бедная: прочь ночь, свет бед, народ вперед, ждет гнет, лет привет, отдана страна, переменился возродился и т.д. Поэтические сравнения так же бледны, невыразительны: казалось грешники в аду кипят в смоле; как в склепах питерских могил; как тараканы по углам; словно коршун грудь терзает; трава, как бархат, зеленеет.Но все же, обладая талантом непосредственного, правдивого выражения переживаний его социальной группы, Д. возвышается над многими поэтами «из народа» конца XIX и начала XX вв.
Как зачинатель крестьянской поэзии он имеет несомненные заслуги и свое место в истории русской лит-ры.
Библиография:
I. Стихотворения, 1866-1888, с записками автора о своей жизни и поэзии, изд. Вольфа, СПБ., 1889 (изд. 3-е, значительно исправленное и дополненное, с портретом, М., 1907); Поэзия труда и горя, новое собр.
стихотв. (1889-1898), с библиогр. указателем И. Горбунова-Посадова, изд. Сытина, М., 1901; Новые стихотворения (1898-1903), с приложением песен из старой тетради, М., 1904; Заветные песни, Стихотворения (1904-1906), с портр., изд. «Посредник», М., 1907; Новые русские песни, М., 1909; Баян, Стихотворения, М., 1909 (изд. 2-е, исправленное и дополненное, со вступит. статьей Н. Власова, Тверь, 1920); Автобиография с приложением избранных стихотворений, предисловие Н. Шебуева, М., 1923; Песни, Гиз, 1928 (с портр.); Исповедь матери, Поэма, Гиз, 1928 (с иллюстр.).II. Словарь членов О-ва любителей росс. словесн., М., 1911; Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, 1928. .