Литературная энциклопедия - дюамель
Связанные словари
Дюамель
В 1907 Д. дебютировал книжкой стихов «Des Legendes, des Batailles» (О легендах, о битвах).Своему положению в лит-ре Д. обязан не своим малосценичным пьесам и не стихам, в к-рых он, продолжая устремления Клоделя , старается дать лиризм «в чистом виде» «освобожденным» от версификационных достижений. Достижения Д. в области художественной прозы. Первую серию его прозаических вещей образуют «свидетельства» о войне 1914-1918, в к-рой он участвовал в качестве военного врача: «Vie des Martyrs» (Жизнь мучеников, 1917), напечатана под псевдонимом Дени Тэвенен, «Civilisation» (Цивилизация, 1918) получившая Гонкуровскую премию, «Sept dernieres plaies» (Семь последних язв, 1928).
Эти книги эпопея лазарета; они проникнуты сочувствием жертвам войны, возмущением и печалью, вызванными сознанием, что помешать организованному истреблению людей невозможно. Центральной группой прозаических произведений Д., в которой он выступает как вполне сложившийся художник, являются повести о Салавене («Confession de Minuit» «Полуночная исповедь», 1920; «Deux Hommes» «Двое», 1924; «Journal de Salavin» «Дневник Салавена», 1926; «Le club de Lyonnais» «Клуб на улице де Лионнэ», 1929), сборник новелл «Hommes abandonnes» (Покинутые люди, 1921) и повесть «Les Plaisirs et les Jeux» (Игры и утехи, 1922). Перед нами совершенно органически развивающаяся художественная проза, своим лирически окрашенным импрессионизмом примыкающая к манере письма Ш.-Л. Филиппа, утонченным анализом близкая прозе Пруста и Ж. Ромэна и связанная с прозой Достоевского стремлением взамен «линейной латинской психологии» французской литературы дать полную противоречий, подлинную внутреннюю жизнь человека. О Достоевском заставляет вспомнить и центральный персонаж прозы Дюамеля конторщик Луи Салавен образ современного европейского «человека из подполья». Но как, бичуя «цивилизацию» милитаристов творцов «великой войны», он до конца остается пассивным пессимистом, так и изображая разрушительное давление капиталистического общественного строя на личность маленького человека, Д.не верит, чтобы и этой «жертве цивилизации» можно было помочь. К Салавену, оказывается, нужно относиться как к «геометрическому месту» всей человеческой сущности, взятому «вне времени и пространства»; существование Салавенов не следует связывать с условиями капиталистической социальной системы; Салавен просто человек с больной психикой.
Социальная категория подменивается биологической. Неустанная защита прав личности и пассивность, боязнь действия; пессимизм и склонность успокаивать, утешать; боязнь толпы («Покинутые люди») и идеализация семейного очага, дружбы («Les Plaisirs et les Jeux» «Игры и утехи», стихи); возмущение перед войной и страх перед революцией все это характеризует Д. как писателя современной французской среднебуржуазной интеллигенции, в психологии которой гуманность сочетается с консервативностью. В связи с этими особенностями социальной психологии следует рассматривать и характерное для художественной манеры Д. стремление к ясности, спокойствию, уравновешенности стремление, верным которому писатель старается быть тем больше, чем неуравновешенней его герой Салавен.Только в связи с классовой природой творчества Д. можно рассматривать и его философско-моралистские выступления, которые привлекли во Франции большое внимание, захватили большую аудиторию и непосредственным поводом для которых послужили военные бедствия 1914-1918 («Possession du Monde» «Обладание миром», 1919; «Entretiens dans le tumulte» «Разговоры в сутолоке», 1919).
Основным в проповеди Д. является утверждение примата духовного над материальным, сочетающееся с недоброжелательным отношением к современной технической цивилизации и в конечном счете определяющееся психологией тех слоев средней буржуазии, которые оттеснены назад крупной финансово-промышленной буржуазией и сравнительно в незначительной степени участвуют в овладении материальными благами.
Духовные блага (познавание людей, любовь, дружба, мечты) единственно реальные для Дюамеля. Каждый может, обратившись к ним, овладев ими, притти к «обладанию миром» («Possession du Monde» рецепт уничтожения «салавенизма»). Бедным и голодным, эксплоатируемым рабочим и ошалевшим от жадности дельцам рекомендуется «жить в мечте», сделать из «культа мечты» род религии; только так могут быть обеспечены спокойствие, счастье.Классовый характер этой проповеди совершенно ясен. Еще отчетливее становится он, когда «философ» выступает с призывом защитить «нашу древнюю цивилизацию» от варварских орд, будто бы надвигающихся из колониальных стран («Entretien sur l’esprit europeen» «Беседа о духе Европы», 1928). Классовый инстинкт самосохранения заставляет даже этого чуждого буржуазной агрессивности художника переходить в маскируемое наступление.
В 1927 Д. вместе с Дюртеном посетил СССР. Об этой поездке Д. очень подробно рассказал в книге «Voyage a Moscou» (Путешествие в Москву, 1927), к-рая была встречена во Франции с большим вниманием, как объективное сообщение о СССР человека незаинтересованного. Конечно социализм для него нечто неосуществимое (ссылка на «древний собственнический инстинкт»), но он признает «право русского народа устраивать свою жизнь по своему желанию» (ведь и во Франции была своя революция 1789); особенно интересуясь положением и настроениями советской интеллигенции, Д.приходит к заключению, что эта интеллигенция охвачена «советским патриотизмом» (так он определяет ее стремление сотрудничать с пролетариатом); наконец он настойчиво предостерегает Запад против новой интервенции, к-рая может подготовить гибельное для него столкновение с азиатским миром. К этой мысли Д. возвращается и в «Беседе о духе Европы», где советует «принять Советскую Россию в европейскую семью», сделать из нее буфер между Европой и волнующейся Азией.
Библиография:
I. Произв. Дюамеля кроме указанных в тексте: L’Homme en tete, 1909; Selon ma loi, 1910; Compagnons, 1912; Elegies, 1920. Театральн. пьесы: La Lumiere, 1911; Dans l’Ombre des Statues, 1912; Le Combat, 1913; Lapoint et Popiteau, 1919; L’Ouvre des Athletes, 1920; Journee des Aveux, 1924; Quand vous voudrez, 1924. Художественная проза: Confession de Minuit, 1920; Prince Jaffar, 1924; La Pierre d’Horeb, 1926; La Nuit d’Orage, 1927. Критич. и лит-ые теоретические работы: Propos critiques, 1912; Les Poetes et la Poesie, 1913; Paul Claudel, 1913; Notes sur la technique poetique (в сотрудничестве с Ш.
Вильдраком), 1920; Essai sur le Theatre, Essai sur le Roman, 1925; Guerre et Litterature, 1920. Размышления, опыты, очерки: La Musique liberatrice, 1921; Deliberations, 1925; Lettres au Patagon, 1926; Lettres d’Auspasie, Suite Hollandaise и др. На русск. яз. перев.: стихи в перев. О. Мандельштама, А. Эфроса, «Современный Запад», №№ 3 и 1(5); из худож. прозы все, кроме La nuit d’Orage (Грозовая ночь); Le club de Lyonnais, Sept dernieres plaies, изд. под загл.
Рассказы доктора Кошуа, «ЗИФ», 1929 (один расск. выпущен); из эссэ перев.: Письма к патагонцу; из лит-ых теоретич. работ: Заметки о поэтич. технике.
II. Durtain L., Georges Duhamel, P., 1920; Santelli С., Georges Duhamel, P., 1925; Therive А., Georges Duhamel ou l’intelligence du cOur, P., 1925; ecrivains et poetes d’aujourd’hui, Georges Duhamel, P., 1927; Ony A., Georges Duhamel, l’homme et l’Ouvre, P., 1927; Massis H., Jugements, p. 155; Dubeck L., Les chefs de file de la jenne generation; Frank W.
, Georges Duhamel, «The Saturday Review», 1928; Ayguesparse A., Georges Duhamel, «Monde», 1929; Фрид Я., Дюамель, «Печать и революция», 1928, № 7; Песис Б., Откровения буржуазного пацифиста, «Революция и культура», 1928; Фрид Я., Миссионер призывает к оружию, «Новый мир», 1929, № 3; Локс К., Неореализм во Франции, «Новый мир», 1926, 8-9. .