ДЮБУА Уильям Эдуард Бурхард (William Edward Burghardt Du Bois, 1868-) американский писатель, публицист и общественный деятель, профессор экономики и истории. Мулат
по происхождению, Д. с ранних лет вошел в движение радикальной негритянской интеллигенции; за агитацию в пользу экономического и политического равенства черных и белых его изгнали из университета Атланты. Д. был одним из организаторов «Национальной ассоциации для развития цветного народа», ее бессменным председателем и редактором радикального негритянского органа «Кризис» (Crisis). Член социалистической партии, Д. примыкает к ее наиболее реформистскому крылу; во
время войны дискредитировал себя, обратившись в «Кризисе» (1917) с призывом поддерживать Америку в войне с Германией (позднее Д. признал свою ошибку). После Букера Вашингтона, надолго задержавшего развитие американских негров своей проповедью сотрудничества с белыми во что бы то ни стало, Д. наиболее образованный негритянский лидер. Он занимает также совершенно исключительное место в негритянской культуре и искусстве: его
книга «Души черного народа» (The Souls of the Black Folk, 1905) открывает для Америки негритянскую расу как имеющую свое искусство, музыку и лит-ру. Одновременно Д. резко выступил против расового неравенства. « Души черного народа , пишет Клод Мак Кей в книге Негры в Америке , эта интимная хроника несправедливостей, поставили Д. во главе негритянской интеллигенции».Опубликовав (1909) исследование о деятеле освобождения негров «Джон Браун» (John Brown), затем (1911)
роман «Серебряное руно» (The Quest of the Silver Fleece), Дюбуа положил основание негритянской прозе на английском языке.
«Серебряное руно» роман о негритянской трудовой интеллигенции, отказывающейся от преимуществ «белого» общества для работы над просвещением своей угнетенной расы. Эти мотивы получили свое дальнейшее развитие у других негритянских прозаиков: У. Уайта, Д. Фоссет, Ж. Тумера. В «Темном потоке» (Darkwater, 1920) Д. объединил свои очерки, наброски и статьи о быте и культуре чернокожих; художественная ценность этих книг настолько велика, что, по мнению Д.
М. Мэнли и Э. Риккерт («Contemporary American Literature» by John M. Manly and E. Rickert), Д. вошел в лит-ру гл. обр. как автор «Темного потока».Последний роман Дюбуа «Темная принцесса» (Dark Princess, 1928) менее значителен, чем «Серебряное руно»; художественные, реалистические картины быта чернокожих заменены здесь романтической историей любви американского негра к индусской принцессе.
Этот поворот Д. от реализма к романтизму стоит в несомненной связи с усилением консервативных элементов в его идеологии и с вытеснением представляемой им группы негритянской интеллигенции более решительными, в том числе и коммунистическими, слоями. На русск. яз. переведено «Серебряное руно» (изд-во «Сеятель», 1925).
Библиография: Мак Кей Клод, Негры в Америке, М.
Л., 1923; The Negro Intellectual, by Alain Locke, ст. в «New-York Herald Tribune Books», may 1928. .