Литературная энциклопедия - джами
Связанные словари
Джами
ДЖАМИ (Абдеррахман Нуреддин-ибн-Ахмед) (1414-1492) персидский поэт, ученый и суфий XV в. Сын простолюдина выходца из Исфагана. Р. в местечке Джам. В зрелом возрасте был приглашен ко двору в столицу Хорасана Герат, где под покровительством гл. обр. просвещенного султана-тимурида Хусейна Бейкара и его знаменитого везиря мецената (и поэта) Али Шир Неваи и протекает его лит-ая деятельность. Еще при жизни Д. был общепризнанным величайшим (в современности) поэтом мусульманского мира.Лит-ое наследство Д. очень велико: свыше 30 прозаических сочинений разнообразного содержания трактаты на богословско-суфийские темы, комментарии к классикам суфийской лит-ры, работы по поэтике, просодии, стилистике, музыке, грамматике и истории, из к-рых важнейшее: «Нефехат-аль-онс» (Дуновения искренней приязни) биографический свод, в основу которого легли «Разряды суфиев» Ансари источник первостепенной важности для историка лит-ры и суфизма. Венцом же лит-ой славы Д. являются его поэтические произведения: 4 лирических дивана и 7 эпических поэм, объединенных в «седмерицу» под общим названием «Хефт Авренг» (буквально «7 престолов» Семизвездие Большой медведицы), к-рую составляют: 3 дидактических поэмы «Золотая цепь», «Дар благородных», «Четки праведных», аллегорическая поэма «Селяман и Абсаль», романтические поэмы «Лейла и Меджнун» , «Юсуф и Зулейха» и заключительная морализаторская «Книга мудрости Александра» (Македонского).Вся «седмерица» отредактирована в последние годы жизни поэта (1480-1485). К 1487 относится написанный в поучение сыну «Бехаристан».В истории персидской лит-ры Д. завершает собой целую эпоху так наз. «классический период». Новых мотивов в его творчестве нет. Социальные условия после потрясений монгольской эпохи и походов Тимура не давали почвы для роста и возникновения новых идей. То был период застоя как для Ирана, так и для всего мусульманского мира. В спокойной культурной обстановке Герата, после походов Тимура, на грани безнадежного упадка (до XIX в.) естественно было подвести итоги богатому лит-ому прошлому. Идеология суфизма (как основного явления духовной культуры средневекового Ирана) в его наиболее развитом виде сочетается поэтому в творчестве Д. с совершенством формы. Отделка формы, доходящая до грани вычурности, плавность стиха, четкость ритма и богатство рифмы, сочетание реализма с символизмом вот основные черты стиля Джами. Находясь под влиянием своих великих предшественников, Д. в то же время возвращается к традициям домонгольского периода, к стилю так называемой (персами) «туркестанской школы», к которой принадлежал и Эмир Хосров Дехлийский , оказавший сильное влияние на Д. Значение Д. в многогранности его творчества, которому были чужды лишь панегиризм, сатира и героический эпос. Исключительно ценная рукопись Д. «Куллийят» (Полное собрание) находится в СССР, в Аз. музее Академии наук. Это автограф самого поэта (см. Розен В. Р., Manuscrits persans. Collections scientifiques de l’Inst. des langues orient. d. Minist. d. Affaires etrangeres, СПБ., 1886).Библиография:
Библиографические данные сообщены Крымским А., в XX томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона под «Джами». Rosenzweig V., v., Biographische Notizen uber Mevlana Abdurrahman Dschami, Wien, 1840; Nassau Lees W., Lives of the Mystics, Calcutta, 1859. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):