Литературная энциклопедия - джеляледдин
Связанные словари
Джеляледдин
В 1231 отец Д. умер, и Джеляледдин занял его место при дворе. Впечатления скитальческой жизни, социальных неурядиц Ирана, надвигающейся грозы монгольского нашествия углубили суфийские настроения Д. и привели его в лагерь крайних суфиев пантеистов, что вызвало столкновение с клерикальным духовенством и повлекло гибель сына Д.
и друга-учителя Шемса Тебризи . Он основал дервишский орден «мевлеви». Последние годы Джеляледдина были посвящены делам ордена, получившего широкую известность, и литературному творчеству, тесно связанному с его деятельностью шейха-суфия.Лит-ая деятельность Д. не многообразна, но очень значительна. Но Д. был прежде всего поэтом.
Его лирический «Диван» , еще детально не обследованный, содержит касыды , газели и четверостишия рубаийя. Поэт проводит в них идею ценности человека независимо от его земного величия; он протестует против мертвящего формализма религиозной обрядности и схоластики. Эти идеи, выраженные пламенным яз. в своеобразных формах, под покровом религиозного идеализма могли создавать и порой создавали определенно революционное настроение, способное сочетаться (и сочетавшееся) со стихийными выступлениями народных масс.
Ряд лирических стихотворений говорит о практических удобствах суфизма, житейского и философского аскетизма. Такое сочетание идеализма и практицизма характеризует и грандиозную эпико-дидактическую поэму (ок. 50000 стихов) Д. «Месневи» (Двустишия). Здесь в эпической форме поучительных рассказов, сопровождаемых нравоучениями или прерываемых лирическими отступлениями, проводятся те же идеи, но в более популярной форме.
В целом эти рассказы составляют как бы энциклопедию суфизма.Единства сюжета в «Месневи» нет; все произведение однако проникнуто единым настроением; форма его рифмующие двустишия, выдержанные в одинаковом ритме. В эпических частях Д. выступает как художник-реалист, иногда как натуралист (его натурализм способен шокировать европейского читателя, для Востока он обычен).«Месневи» Джеляледдин частично продиктовал любимому ученику и преемнику (в качестве главы ордена) Хасану Хусамеддину, который вероятно и побудил своего учителя к творчеству (вернее к фиксированию произведения).Д. поэт не столько персидский, сколько общемусульманский; в Турции и Индии он популярен больше, чем в Иране.
«Месневи» одна из наиболее почитаемых (конечно не фанатичным духовенством) и читаемых книг мусульманского мира. И в мировой лит-ре Д. может быть назван величайшим поэтом-пантеистом. Известны рукописи его пантеистического трактата «Фихи ма фихи» (В нем то, что в нем). С осторожностью можно допустить, что в противоположность другому великому поэту XIII в.
Саади идеологу городского торгового класса Д. был ближе к феодальной аристократии, к классу землевладельческому.Библиография:Крымский А., Джеляледдин Руми, Монография, «История Персии и ее лит-ры», т. III, М., 1914-1917, с библиографией и извлечениями из произведений Д.; Rosenzweig V., v., Auswahl aus den Divanen d. grossten myst. Dichters Persiens, Wien, 1838; Rosen G., Mesnevi oder Doppelverse, Lpz., 1849; Munch., 1913; Ethe H., Der Sufismus und seine drei Hauptvertreter, Morgenland-Studien, Lpz., 1870; Redhouse, The mesnevi of mevlana... Rumi, book I, London, 1881; Nicholson R., Selected poems from the Divan, Cambridge, 1898; Whinfield, Masnavi, Rumi, London, 1898; Wilson, The Masnavi by Jalalud’din Rumi, book II, London, 1910. .