ФЕРРАРИ Паоло (Paolo Ferrari, 1822-1889) итальянский комедиограф. Р. в Модене. С 1860 профессор истории Миланской
академии. Слава Ф. зиждется гл. обр. на его блестящей исторической комедии «Goldoni e le sue sedici commedie nuove» (Гольдони и его 16 новых комедий, пост. 1852, отд. изд. 1854; русск.
перевод П. Рождественского, под ред. и с предисл. проф. А. Веселовского под заглавием «В борьбе за идею», М., 1900). Героем комедии выступает Карло
Гольдони, великий итальянский комедиограф XVIII в. Его
образ очерчен с большим искусством.
Но для
Феррари Гольдони был не только «реформатором итальянской комедии», а прежде всего борцом против аристократии, поэтом-гражданином, окрыленным демократическими идеалами. Теми же антифеодальными и демократическими тенденциями пронизана и другая выдающаяся историческая
пьеса Ф. «La satira e Parini» (Парини и
сатира, пост. 1856, изд. 1858), героем к-рой выступает поэт-сатирик XVIII в. Джузеппе
Парини . Изображая, как и пьеса о Гольдони, борца поднимающейся против господствующей знати демократии, эта вторая
комедия была вместе с тем пьесой патриотической, призывавшей к освободительной борьбе против австрийского ига. Обе комедии имели шумный успех. В ряде пьес на темы из современной жизни Ф. изображает быт и мировоззрения людей «пошлого поколения», сложившихся в
период, последовавший за разгромом национально-освободительного движения 1848. Культ личных интересов, карьеризм, нигилистический скептицизм, погоня за наслаждениями таковы черты их морального облика (комедии «Проза» (Prosa, изд.
1859), «Женщина и скептик» (La donna e lo scettico, 1864) и др.). Ф. противопоставляет их пошлой «морали» идею гражданского долга, мораль деловитости, трудолюбия и семейности. Перу Ф. принадлежит также значительное количество пьес на диалектах. Испробовал он свои силы, хотя и с меньшим успехом, в жанре социальной комедии a these в духе современных французских драматургов (Ожье, Дюма, Сарду).
Ф. искусный комедиограф. Его лучшим произведениям свойственна занимательность завязки, живость диалогов, умелая разработка характеров и сценических положений.
Библиография: I. Opere drammatiche, 15 vv., Milano, 1877-1884.
II. Ferrari V. Paolo Ferrari, la vita, il teatro, Milano, 1899 (дана литература); Castrucci C., Il teatro de P. Ferrari citta di castello, 1898; Фриче В.
, Итальянская
литература XIX в., ч. I, М., 1916. .