Литературная энциклопедия - фогаццаро
Связанные словари
Фогаццаро
В 1876 появился сборник религиозных стихов «Valsolda» (1876). Однако наибольший интерес представляют романы Ф., в к-рых он выступал как основоположник и крупнейший представитель идеалистического психологического романа в Италии. Таковы его романы: «Мальомбра» (Malombra, 1881), в котором отражен быт уходящей аристократии; «Даниеле Кортис» (Daniele Cortis, 1885); «Тайна поэта» (Il mistero del poeta, 1887) и др.
В романах Ф. заметная роль отводится случаю, определяющему судьбу героев («Мальомбра»), в них развиваются идеи оккультизма и спиритизма. Значительнейшее произведение Ф. роман «Отживший мирок» (Piccolo mondo antico, 1895) (первая часть трилогии), в котором события развертываются на фоне провинциальной жизни Италии середины XIX в. В романе нашел отражение рост национально-освободительного движения, показаны притеснения австрийцев и пр. В центре произведения судьба супругов Майрони, их переживания, разногласия, возникающие на почве различия их философско-религиозных взглядов и темпераментов. Утопические мотивы звучат в романе «Современный мирок» (Piccolo mondo moderno, 1900) (вторая часть трилогии), герой к-рого Пьер Майрони решает передать свое имущество в общинное пользование крестьянам, будучи уверен, что «если в разных местах образуются подобные общины, то они послужат несомненно источником общественного оздоровления». Излагая утопию Пьера, Ф. зовет к идеализированному прошлому, видя в земле источник всех благ человечества. Последняя часть трилогии роман «Святой» (Il santo, 1906) повествует о дальнейшей участи Пьера Майрони, ставшего братом Бенедетто; в его уста вложены мысли Ф. о переустройстве современного общества на христианских началах. Брат Бенедетто преждевременно гибнет, не осуществив своих идеалов, но успевает «обратить на путь истины» свою возлюбленную, Жанну Дессаль. Роман «Святой» был запрещен и внесен в Index. В 1911 появился последний роман Ф. «Лейла» (Leila), в к-ром описана борьба церкви и разных людей вокруг наследства богатой девушки Лейлы; судьба героини завершается браком и отказом от богатства. Простая трудовая жизнь и любовь к ближним, соединенная с верой в бога, предел стремлений героев «Лейлы».Натуралистические приемы, использование диалектов для более полной обрисовки персонажей позволяют говорить о близости Ф. к «веризму» и «реджионализму».Перу Фогаццаро принадлежит также несколько сборников новелл. Многие произведения Ф. переведены на европейские языки, в т. ч. и на русский.
Библиография:I.
Собрание сочинений. Т. I. Отживший мирок. Ч. 1. Пер. Т. Герценштейн. С предисл. В. М. Фриче, изд. «Современные проблемы», М., 1911; Вера. Новеллы, изд. кн-ва «Атенеум», М., 1912; Героический мирок, СПБ, 1896 (то же, что «Отживший мирок»); Исчезнувшие тени, роман, СПБ, 1899; Святой, в журн. «Вестник Европы», 1906, I-IV.
II. Иванов М. М., Очерки современной итальянской литературы, Петербург, 1902; Зиновьева Э.
, Кастовые тенденции в современной художественной литературе, «Образование», 1903, I-II, IV; Луначарский А. В., Поэт неокатолицизма, «Киевск. мысль», 1910, № 353, 22 дек.; Фриче В. М., Поэт отжившего мирка предисл. к русск. перев. «Отжившего мирка», Москва, 1911; Rumor S., A. Fogazzaro, Milano, 1920 (дана литература); Croce B., Letteratura della nuova Italia, IV, Bari, 1929, p. 129-140; Donadoni E., A. Fogazzaro, Napoli, 1913; Gallarati-Scotti T., La vita di A. Fogazzaro, Milano, 1920; Leo U., Fogazzaro’s Stil und der simbolistische Lebensroman, Heidelberg, 1928; Molmenti P., A. Fogazzaro, Milano, 1900; Donadoni E., A. Fogazzaro, Napoli, 1913. .