ГАРТМАН фон АУЭ (Hartman von Owe, Ouwe, ок. 1170-1210) знаменитый эпический и лирический поэт немецкого средневековья, старший современник Вольфрама фон Эшенбах и Готтфрида Страсбургского . Последний в «Тристане», оплакивая кончину Г., восхваляет его творчество как высший образец куртуазного стиля, противопоставляя его ясность и изящную легкость темноте «диких сказаний» Вольфрама фон Эшенбах.Действительно, в своей жизни и поэзии Г. яркий выразитель идеологии служилого рыцарства времен расцвета феодальной культуры. Швабский дворянин, вассал владетеля замка Ауэ, участник крестовых походов, во
время которых тесное соприкосновение рыцарства различных национальностей способствовало развитию классовой культуры и обмену ее ценностями, благодаря своему пребыванию во Фландрии ознакомившийся с более совершенными, чем немецкие, формами феодальной культуры фламандского и французского рыцарства, Г. в своих произведениях соединяет идеал светской куртуазии, «вежества», с мотивами христианского «отречения и покаяния».В его лирике наряду с превосходными образцами куртуазной любовной песни представлены и «крестовые песни» (Kreuzlieder), характерные для настроения первых крестоносцев. В своих ранних эпических произведениях Г. переносит в немецкую литературу тематику и формы
романов артуровского цикла, пересказывая куртуазные эпопеи Кретьена де Труа «Erec» (Эрек) и «Iwein» (Ивейн). Сильнее и глубже, чем его
прототип, выдвигает он основную идею рыцарского долга преодоление личного счастья во имя «чести», большее место занимает у него анализ переживаний героев; в этом отношении он является предшественником Готтфрида Страсбургского.
Мотив отречения, приобретающего религиозную окраску, выступает ярче в позднейших, более оригинальных произведениях Г.: небольшой стихотворной повести о «Столпнике Григории» (Gregorius von Steine) эпической переработке христианского варианта легенды об Эдипе и наиболее известном произведении Г. стихотворной повести о «Бедном Генрихе» (Der arme Heinrich), не раз вдохновлявшей поэтов романтизма и символизма («Бедный Гейнрих» Гауптмана). Характерно для идеологии средневекового рыцаря-крестоносца, что и в этой трогательной истории о молодой крестьянке, готовой исцелить своей невинной кровью пораженного проказой господина, на первое место выдвигается не мотив жертвенной любви, а мотив долга вассала
по отношению к сеньору; юная героиня произносит длинные поучительные речи о тщете земной жизни и сладости отречения.
Дидактический элемент вообще настолько сильно проникает это произведение, что делает его художественно трудно восприемлемым.В области формы Г. как мастер стиха значительно превосходит своего предшественника фламандца Гейнриха фон Фельдеке : по богатству рифмы, легкости ритма и ясности изложения Г. превосходит только Готтфрид Страсбургский.
Библиография:
I. Erec, изд. Haupt, 1839; нем. перев. Fistes, 1851; Iwein, изд. Lachmann, 1827, нем. перев. Baudissin, 1845; Gregorius, изд. H. Paul, 1873, нем. перев. Reclam’s Universal Bibliothek, № 1887; Der arme Heinrich, изд. H. Paul, 1882, нем. перев. Recl. Un. Bibl., № 456; Лирика Des Minnesanges Fruhling, посл. изд. 1920; Собр. сочин., изд. Bech, 1867.
II. Schreier, Untersuchungen uber das Leben und die Dichtungen Hartman von Aue, 1874; Lippold, Ueber die Quelle des Gregorius Hartman von Aue, Lpz., 1869; Settegasti, Hartmans «Iwein», vergliechen mit seiner franzosischen Quelle, Marb., 1873; Kassel P., Die Symbolik des Blutes und der «Arme Heinrich» des Hartman von Aue, Berlin, 1882; Piquet, Etude sur Hartman d’Aue, 1898. .