Литературная энциклопедия - гауптман к.
Связанные словари
Гауптман к.
ГАУПТМАН Карл (Carl Hauptmann, 1858-1920) немецкий писатель, брат Гергарта Гауптмана. Много работал в области естествознания и философии. Ему принадлежит работа «Metaphysik in der modernen Physiologie» (Метафизика в современной физиологии, 1893). Его первые драмы («Marianne», 1894; «Wanderleute» «Странники», 1895; «Ephraims Breite», 1898) отмечены еще влиянием Гергарта Г. Основными произведениями Г.
, в которых намечается творческое развитие этого глубокого, своеобразного, но лишь с значительным опозданием понятого художника, являются: «Собрание стихов и наблюдений» «Из моего дневника» (Aus meinem Tagebuch, 1900); драмы «Горная кузница» (Die Bergschmiede, 1902), «Заклинание» (Die Austreibung, 1905), «Игры Пана» (Panspiele, 1909); романы «Матильда» (1902), «Эйнгарт насмешник» (Einhart der Lachler, 1907) и наконец заключающие творческую деятельность Г. произведения: «Война» (Krieg, 1913) и «Царь-отступник» (Der abtrunnige Zar, 1914). В его раннем, но многозначительном «Дневнике» убедительно раскрывается характерное противоречие, которое было противоречием и всего стиля мещанского искусства этой эпохи, от натурализма перемещавшегося к импрессионизму и далее к символизму. С одной стороны, художник устремляется к точнейшей натуралистической интерпретации действительности это основная струя «Дневника», и автор недаром неоднократно обращается к творческому опыту и художественным теориям Золя.Но рядом с этим проявляется стремление к символизации, построению отвлеченных образов так намечается переход от натуралистического мировосприятия к чему-то существенно иному. От перегрузки деталей он зовет к широким основным линиям, к монументальному синтетическому искусству. Но под этим стремлением кроется лишь желание мещанского писателя уйти внутрь себя, замкнуться в своих изолированных чувствованиях.
То, к чему звал Гауптман, было связано с отказом от действительности, с гиперболизацией личного. «Книга стихов и наблюдений» оказывается переломным пунктом в искусстве расслаивающейся мелкой буржуазии. Замечательный роман «Матильда» посвящен изображению рабочего быта.В этом произведении до некоторой степени воплощены представления Г. о монументальном искусстве. Основное движущее роман положение сводится не к тому, чтобы возможно более полно конкретизировать картину рабочего быта, а чтобы раскрыть трагедию большой, независимой, преодолевающей косную среду индивидуальности. Матильда работница.
Но она является образом мещанского искусства: художник, тяготеющий к рабочей среде, не случайно здесь сказывается несомненно «социальное сострадание» создает образ, обращенный не к реальной действительности, а к системе мещанских представлений.От «Матильды» прямой путь к «Эйнгарту насмешнику», только художник стал здесь более последовательным и откровенным. Перед нами тщетный искатель, сжигающий жизнь свою в трудной, бесплодной борьбе. Г. хочет монументализировать этот образ, он стремится превратить Эйнгарта в фигуру больших масштабов, и здесь становится вполне ясным, что именно означали ранние призывы Г. к искусству синтетическому.От частного Г. звал к общему. И в его романе «частным» оказывается конкретная бытовая правда, от нее художник мещанства, переживающего кризис, отворачивается с брезгливостью, а «общее» это трагический образ, гиперболизированный до того, что он становится символом, образ непонятого и обреченного искателя.В «Играх Пана» и в «Моисее» (Moses, 1906) мы встречаемся с образами, близко напоминающими Эйнгарта.
Мы подходим здесь к основному узлу творческого развития нашего художника. Очень интересно дополняется образ непонятого мечтателя, данный в крупнейших вещах Г., его мелкими рассказами, в к-рых монументальное обобщение распадается на множество мелких и необычайно ярких черт, так что неудачливый искатель образ падающего мещанства оказывается здесь фигурой необычайно конкретной, насыщенной, ощутимой.
В «Миниатюрах» (Miniaturen, 1904) Г. с тончайшим проникновением изображены люди усталые, утратившие смысл существования, одинокие и обреченные. В «Ночах» (Nachte, 1912) Г. дает новую россыпь миниатюр, посвященных темному, загадочному, щемящим человеческим трагедиям несомненно, что все эти изображения тяготеют к основному образу Г., так полно раскрывшемуся в «Матильде» и «Эйнгарте».
«Неверный царь» был новым и, может быть, самым последовательным возвращением к образу мятущегося искателя. Путь от величия, спокойствия, мощи к отшельничеству, богоискательству, самоочищению вот путь «царя неверного». Это произведение уже явно двойническое: глубочайшая противоречивость сознания обнажена здесь настолько, что необходимо двуплановое построение.
Эта «легенда» Г. была своеобразным предвосхищением «Человека из зеркала» Верфеля, типичнейшего произведения немецкого экспрессионизма. Именно экспрессионисты реабилитировали Г., все время остававшегося вне основного лит-ого потока. Это объясняется тем, что из всех художников предвоенной эпохи Г. был наиболее радикальным и последовательным выразителем драмы мещанского кризиса.Библиография:Muschner-Niedenfuhr Georg, C. Hauptmann’s «Bergschmiede», 1905; Berger H., v., C. Hauptmann, 1907; Spiero H., C. Hauptmann, 1910; Borcherdt H. H., C. Hauptmann, 1911; Meridies Wilhelm, C. Hauptmann’s Lebenswerk (Preussische Jahrbucher, 183 B.), 1921; Lemke Ernst, C. Hauptmann, 1922. .