Литературная энциклопедия - годвин
Связанные словари
Годвин
Следы его идеологического и лит-ого влияния видны у Шелли, Байрона, Бульвера, Бальзака и других.Сын провинциального пастора, Г. предназначался к духовной карьере; получил суровое воспитание в духе кальвинизма. Однако, будучи еще в кальвинистском колледже, Г. обнаружил безразличие к теологии и интерес к общественно-политическим проблемам.
По окончании колледжа Годвин недолго был пастором в провинции. В 1781 чтение французских философов (Руссо, Гольбаха, Гельвеция) склонило его к деизму, а потом к безбожию. В 1882 он порвал с церковью и, переехав в Лондон, стал идейным вождем кружка интеллигентных разночинцев.Члены кружка следили за французскими событиями, участвовали в английском революционном движении. Итоги своих размышлений Г. запечатлел в трактате «Исследование о политической справедливости» (1791-1793) и в начатом тотчас же (1793) романе «Калеб Вилльямс, или вещи как они есть». Цель романа популяризация идей трактата, распространение благодетельных истин среди тех, кому недоступны ученые книги.
Трактат стал предметом особого правительственного заседания, но не был изъят из обращения благодаря своей малодоступности как книга ученая и непомерно дорогая (3 гинеи).Анархо-коммунист, Г. отвергает существующий общественный порядок как источник зла.Государство с его законами орган угнетения одной части человечества ради благоденствия другой. Собственность источник роскоши и пресыщения, нищеты и истощения, пороков и преступлений ведет человечество к вырождению. Религия средство порабощения. Причина зол незнание истины; узнав ее, человечество станет свободным. Монархи и аристократия падут.
Исчезнут собственность и неравенство. Не будет войн. Однако путь к этому светлому будущему не есть путь революции, насилия. Г. просветитель, он верит в способность человечества к безграничному самосовершенствованию. «Разумно» организованный быт перевоспитает человека морально и физически. Эти идеи, систематически изложенные в трактате, высказывает в страстной тираде Калеб, а вся система образов романа иллюстрирует тезис о порочности общества, основанного на частной собственности, находящегося в состоянии непрерывной войны богатых против бедных.
В основную тему злоключения слуги (Калеб), преследуемого барином (Фолькланд), вплетаются родственные темы злоключения и гибель притесняемых помещиком (Тиррэль) бедной родственницы (мисс Мэльвайль) и крестьян (Хайкинен, отец и сын).Талантливо написанная книга имела колоссальный успех. Ею зачитывались, ей подражали (Шелли), ее пародировали (Вордсворт), переделывали для сцены (Кальман), на нее негодовали (Мальтус).
В России Н. Г. Чернышевский, писавший: «один из моих любимых писателей старик Годвин», высоко ценил этот «роман без любви» («Лит-pa и марксизм», 1928, III. Неизданные произведения Чернышевского). В пьесе «Железный сундук» (переделка) блистали лучшие актеры Европы и Америки (Грин, Тальма, Купер).В 1794 Г. выпустил смелый памфлет в защиту 12 арестованных членов «Corresponding Society», чем способствовал их освобождению.Другие произведения Г. менее значительны. Драмы не сценичны. В романе «Флитвуд» автор вскользь дает картину быта и эксплоатации детей на фабрике, основная же тема романа одиночество. «Сэнт-Леон» роман из жизни средневековья. С 1795, с наступлением реакции, Г. замкнулся в узком кружке последователей и друзей.Консервативная пресса обвиняла его в нигилизме, атеизме, безнравственности, широкая публика постепенно забывала. Ему приходилось часто бороться с материальной нуждой. Только в 1831, за 5 лет до смерти, он получил от нового парламента синекуру.
Библиография:
I. Сочин. Годвина, кроме указанных: Memoir of the author of the vindication of the rigths of women, 1797; Hectwood or the new man of feeling, 1805; Fables, Ancient and Modern, 1805; The looking glass, 1805; Faulkener, a Tragedy, 1807; Mandeville, 1817; Cloudesley, 1830; Thoughts on man, 1831; The lives of necromancers, 1834 и др.
II. Broon K. Ford, The life of William Godwin, L., 1926; Roussin, W. Godwin, P., 1913; Romus P., W. Godwin, Lpz., 1907; Brailsford H. H., Sezellay, Godwin and their Circle, L., 1913; Simon Helen, W. Godwin und M. Wollstonecraft, Munchen, 1909; Saitzeff H., W. Godwin und die Anfange des Anarchismus in 18 Jahrh., 1907. .