Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - гольц

Гольц

ГОЛЬЦ Арно (Arno Holz, 1863-) немецкий писатель, теоретик натурализма. Г. принадлежит к той группе германской мелкобуржуазной интеллигенции, которая в 80-х гг., в связи в резким промышленным подъемом, устремилась в большие города, возымела большие надежды, но не способна была их осуществить. Первая книга Г. «Книга времени» (Buch der Zeit, 1885) написана еще в старой стихотворной форме, под сильным влиянием Гейне. Эта книга носит отпечаток двойственности той социальной группы, к к-рой принадлежит Г. Наряду с восторженным отношением к большому городу она отражает стремление возвратиться назад в провинциальный городок с его неторопливой тихой жизнью, сливающейся с природой. Ревизуя положения старого искусства в своей теоретической работе «Искусство, его сущность и законы» (Die Kunst, ihr Wesen und ihre Gesetze, 1891), Г. говорит, что и искусство должно стремиться стать природой. В книге «Революция лирики» (Revolution der Lyrik, 1899) он проповедует новую форму лирики, отрицая ее старые основные приемы рифму, строфу и традиционный ритм. Новая лирика должна строиться на ритме, который, основываясь на субъективном восприятии отдельного индивида, определяется лишь тем, что он выражает. Свою теорию искусства Гольц применял в лирике, драме и повести. В сборнике стихов «Phantasus» (выходил тетрадями от 1898-1916) он отталкивается от традиционных схем стихотворной техники и дает стихотворения, которые выявляют индивидуальный ритм. Вместе с Иоганнесом Шлафом им написаны программные повести немецкого натурализма «Папа Гамлет» (Papa Hamlet, 1889), «Бумажные страсти» (Papierene Passionen), «Маленькая Эмми» (Die kleine Emmi) и др. и драма «Семья Зелике» (Familie Selicke). Во всех этих произведениях, объединенных в сборнике «Новые колеи» (Neue Gleisen, 1891), последовательно проводится тенденция, что художественное произведение должно «стать действительностью». Окружающая среда и независящие от воли мелкого обывателя большого города обстоятельства определяют жизнь и судьбу людей, часто колеблющихся между радикальными действиями и полным бездействием. Детально передаются мельчайшие впечатления от окружающей жизни, описываются движения и воспроизводится яз. действующих лиц. На большее и не был способен интеллигент этой группы он только регистрирует впечатления. Поэтому творчество Г. переходит часто в беспринципный импрессионизм.Неуравновешенность и двойственность психологии мелкобуржуазного интеллигента сказались также на последующем этапе творчества Г. когда он написал в старой вычурной форме сатиру «Blechschmiede» (1901) и стихотворения в стиле барокко XVII века, составившие сборник «Dafnis». Последующие лирические произведения Г. не имеют большого значения.В 1896 Г. начал цикл пьес, который должен был характеризовать разные социальные слои современного ему Берлина. Первой пьесой этого цикла явилась комедия «Sozialaristokraten» (1896), за ней следовали: «Sonnenfinsternis» (Затмение солнца, 1898), «Ignorabimus» (He узнаем, 1913 г.). Но эти пьесы беспринципны и неопределенны по своей установке. После расцвета в 80-х и 90-х гг. творчество Г. становится все более и более беспочвенным и теряет свое значение. Написанные вместе с Гершке драмы «Gaudeamus» (Будем радоваться, 1908) и «Frammulus» (1909) не имеют большой ценности.

Г. является типичным выразителем идеологии мелкобуржуазной интеллигенции, которая в эпоху расцвета немецкой промышленности в конце XIX в. героически отстаивала в неблагоприятных для нее условиях право на существование, но не могла внести ничего своего ни в область хозяйственной жизни, ни в художественное творчество Германии.

Постоянная неуравновешенность этой группы скоро приводит к краху ее писателей. Г. теряет почву под ногами. «В действительности случай с Гольцем, как указывает правильно Франц Меринг, это трагический случай: большой и богатый талант напрасно старается своими силами удержать судьбу, обрекшую его класс на неотвратимую гибель».

Библиография:

I. Neue Folge, Berlin, 1892; Johannes Schlaf, 2 Aufl., 1905; Die befreite deutsche Wortkunst, Wienn u. Lpz., 1921; Kindheitsparadies, Berlin, 1924; Neun Liebesgedichte, 1924.

II. Троцкий Л. Д., Затмение солнца, газ. «Киевская мысль», 1908, № 295 (подпись: Антид Ото; перепеч. в его книге «Лит-ра и революция», Гиз, М.

, 1923; 2-е изд., М., 1924); Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1913 (в гл. V о Шлафе); Bahr Hermann, Studien zur Kritik der Moderne, Frankfurt a/M., 1894; Lublinski S., Die Bilanz der Moderne, Berlin, 1904; Его же, Der Ausgang der Moderne, Dresden, 1909; Lessing O. E., Die neue Form. Ein Beitrag zum Verstandnis des deutschen Naturalismus, Dresden, 1910; Ress Rob., Arno Holz und seine kunstlerische weltkulturelle Bedeutung, Dresden, 1913; Fischer W. Hans, Arno Holz. Eine Einfuhrung in sein Werk, Berlin, 1923; Schar, Arno Holz, seine dramatische Technik, 1926; Arno Holz und sein Werk.

Deutsche Stimmen zu seinem 60 Geburtstage, Berlin, 1923; Статьи в журн.: Mehring Franz, Aesthetische Streilzuge, «Die Neue Zeit», 1898-1899, S. 538-544; Lublinski S., Holz und Schlaf. Ein zweifelhaftes Kapitel Literaturgeschichte; Bleibtreu Karl, Revolution der Literatur. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины