Литературная энциклопедия - головко
Связанные словари
Головко
Основная тема произведений Г. непримиримая классовая борьба в недрах украинского села. Мир раскололся на «детей Земли и Солнца» трудящихся и их врагов эксплоататоров. Все симпатии автора на стороне трудящихся, великой борьбе которых он и посвящает свое творчество. Гражданская война на Украине, как известно, носила более глубокий и длительный характер, чем в РСФСР; острее и разнообразнее классовая борьба внутри украинского села.
Г. стал ярким выразителем этой борьбы. От острого глаза писателя не ускользают и те явления в деревенской жизни, к-рые иногда принимают характер социальных бедствий благодаря злоумышленным стараниям примазавшегося к советскому аппарату кулаческого элемента. Эти явления, ставшие бытовыми, на Украине часто разрастались в события, имеющие всесоюзное значение.
Борьба украинских куркулей (кулаков) за власть нередко осуществлялась в формах, известных по процессу убийц селькора Малиновского («Дымовщина»); этой теме Головко посвятил большую повесть «Бурьян», наиболее значительное произведение в украинской литературе из жизни советской деревни.Она написана прекрасным, богатым яз., привлекающим внимание украинских языковедов. Богатство лирики и своеобразное сочетание импрессионизма с художественным реализмом определяют стиль писателя. В последнее время Г. работает над романом из крестьянской жизни «Три сына». В журнале «Плуг» напечатана первая глава романа, в к-рой изображается настроение крестьян в тот момент, когда распространился слух о предстоящей «нарезке» панской земли. Судя по языку и по напряженности социального задания, роман обещает быть очень крупным явлением в украинской лит-ре.Библиография:
I. Отдельн. изд.: Самоцвіти, 1919; Молодик, Кременчуг; Можу, ДВУ, Харьков, 1926; Бурьян, ДВУ, Харьков, 1927 (на русск. яз. «Пролетарий», Харьков, 1928).
II. Лейтес А. и Яшек М., Десять років Украінськоi літератури, ДВУ, Харьков, 1928; Довгань Кость, Зростання, «Життя й революція», 1927, № 10-11; Доленго М., На межі (Повість А. Головко «Бурьян»), «Критика», 1928, № 2. .