Литературная энциклопедия - гомес де ла серна
Связанные словари
Гомес де ла серна
Г. зачастую совершенно сознательно и намеренно отказывается от какой-либо определенной и четкой идеологической установки. За его парадоксами скрывается деклассированный интеллигент-индивидуалист; их можно было бы назвать аналитическим всеотражением, корни к-рого гнездятся в психологии рафинированного сноба и лит-ого дэнди.
Для Г. мир является пестрым калейдоскопом узоров, расцвеченных пятен и масок. Умонастроение Г. приводит его порой к обостренному скептическому восприятию современности, и тогда его ирония принимает общественный характер. В этом отношении заслуживает внимания роман «Cinelandia» (русский перев. В. Рахманова, «Киноландия», Гиз, Л., 1927), к-рый является одновременно памфлетом на буржуазное искусство и современную кинематографию и сатирическим изображением капиталистического общества с его хищнической моралью, цинизмом, дикой борьбой за существование и пр. Ироническое отношение к некоторым метафизическим и схоластическим элементам в современной науке буржуазной Европы подсказало Г.ряд интересных страниц в его «El doctor inverosimil» (русск. перев. Б. Кржевского, «Необыкновенный доктор», Гиз, Л., 1927), посвященных тонкому психологическому анализу различных моментов врачебной практики.
Библиография:
I. El trando en fuego, 1904; Morbideces, 1907; El drama del palacio deshabitado, 1909; El laberinto, 1910; El libro mudo, secretos, 1911; Ex voto, 1912; El lunatico, 1912; Tapices, 1913; El rastro, 1915; El circo, 1917; Greguerias, 1920; Teatro, 2 tt.
, 1920; Pombo, II, 1921; Los muertos y las muertas, 1921; La tormenta, 1922; Parodia de la Divina Comedia, 1923; El incongruente, 1923.II. Barr H., Notizen zur neueren spanischen Literatur, Berlin, 1926; Petriconi H., Die spanische Literatur der Gegenwart, Wiesbaden, 1926. .