Литературная энциклопедия - гордин
Связанные словари
Гордин
ГОРДИН Яков (Jakow Gordin, 1853-1909) известный еврейский драматург. Р. в Миргороде, Полтавской губ. В 17 лет начал писать на русском яз. в разных провинциальных газетах, позже в петербургском журнале «Неделя», где поместил целый ряд рассказов из жизни сектантов-штундистов и из еврейского быта. Гордин был под сильным влиянием религиозного учения Толстого.
В 1880 им основано «духовно-библейское братство», ставившее себе целью реформировать еврейство на «толстовских» началах; преследуемое царским правительством за «вредный образ мыслей», «братство» это прекратило свое существование, а Г. вынужден был уехать в Америку, где и отдался всецело еврейской драматургии. Г. зачинатель и типичный представитель еврейской мещанской драмы; им написано свыше 70 пьес. Большей частью сюжеты его драм заимствованы из произведений иностранных и русских писателей: Грильпарцера, Лессинга, О. Мирбо, В. Гюго, Гауптмана, Степняка-Кравчинского, Толстого, Горького и др. Эти сюжеты он перерабатывал, придавая им соответствующую «еврейскую» форму. Даже наиболее оригинальные его пьесы написаны под сильным влиянием европейской драмы. Тема Г. еврейская семья. Но свою тему он трактует поверхностно, вне тесной связи с развитием еврейской общественности.В 90-х гг., в связи с развитием еврейского рабочего движения, традиционная еврейская семья уже давала большие трещины: острые конфликты между «отцами и детьми», стремление еврейской молодежи к общественности, еврейской женщины к эмансипации все это свидетельствовало о нарастании социальных потенций внутри семьи. Гордин не отражал их.
Еврейская семья для него лишь комплекс бытовых деталей; она чужда у него социальной динамики, да и статика ее крайне односторонняя. Самое «актуальное» в семье Гордина это сентиментально-рассудочная проповедь просветительства и мелкобуржуазной морали. Общая канва его семейной драмы обывательский брак, большей частью неудачный.Мелодраматически изображаются «брачные перипетии» в атмосфере мелкобуржуазного застоя. Гордин попутно воспроизводил типы невежественных раввинов или добродетельно-глупых духовных лиц, ешиботников, меламедов, честных сапожников, умных портных, сентиментальных прислуг, испорченных «барышень», жестоко-грубых или добродетельных купцов и прочих.
В своих пьесах Гордин культивировал искусство народной «поговорки», «красного словца» или народной шутки; юмором этой «поговорки» и исчерпывается жизненность его драм. В отношении театральной техники Г. применял обычные приемы ранних драматургов-натуралистов, достигая значительной сценичности. Несмотря на все свое идеологическое убожество, Г.
тем не менее сыграл большую роль в истории еврейской драмы и театра: он вытеснил из еврейского репертуара господствовавший до него лубочный жанр «исторических оперетт». Эти оперетты писались на исковерканном еврейском яз. (с примесью множества немецких слов); Г. очистил еврейскую пьесу от этих наносных слов и ввел в нее живой разговорный еврейский яз.
, простой и легкий; он поднял авторитет еврейского театра, привлек к нему внимание широких еврейских масс и интеллигенции. На русской сцене особенно большим успехом пользуется и в настоящее время его пьеса «За океаном»; также часто ставились «Мирра Эфрос», «Хася сиротка» и другие.Библиография:
I. На еврейском яз. избранные драмы в 2 тт., N.-Y., 1911; Сб. пьес, перев. на русск. яз. в изд. «Театр и искусство», СПБ., 1910.
II. Лит-ру см. «Lexicon» Рейзина, Вильна, 1926. .