Литературная энциклопедия - граббе
Связанные словари
Граббе
«Герцог Теодор Готландский» (Herzog Theodor von Gotland, 1822). В другой драме «Дон-Жуан и Фауст» (Don Juan und Faust, 1828, русск. перев. Н. Холодковского в журн. «Век», 1862) Г. хотел показать столкновение мечтателя с эпикурейцем. Основными и характерными для творчества Г. являются его исторические пьесы: «Император Фридрих Барбаросса» (Kaiser Friedrich Barbarossa, 1829), «Император Генрих VI» (Kaiser Heinrich VI, 1830), «Наполеон или сто дней» (Napoleon oder hundert Tage, 1831), «Ганнибал» (Hannibal, 1835) и «Битва Германа» (Herrmannsschlacht, 1836).
В них движущим началом исторических событий являются не великие личности герои, а анонимная масса: человек создается и его поступки обусловливаются средой. Творчество Г. отражает слабость современного ему бюргерства. Произведения Г. отличаются как в идеологическом, так и в художественном отношении раздвоенностью, непоследовательностью, отрывочностью и противоречивостью.
Но они вместе с тем полны динамизма и мастерски, в реалистических тонах, изображают массовые сцены.Библиография:
I. Собр. сочин., изд. R. Gottschall, 1890, 2 тт.; O. Blumenthal, 1874, 4 тт.; E. Grisebach, 1902, 4 тт.; P. Zaunert, 1910, 4 тт.; Werke, изд. Paul Friedrich, 1923, 4 тт.
II. Ziegler K., Grabbes Leben und Charakter, 1855, Bloch, Grabbes Stellung in der deutschen Literatur, 1905; Nieten O., Grabbes Leben und Werke, 1908; Kutscher, Hebbel und Grabbe, 1913; Gieben, Ch. D. Grabbe in der nachschillerschen Entwicklung, 1914; Grabbe-Buch, 1923; Guthe Harald, Christian Dietrich Grabbes Bedeutung fur das Theater der Gegenwart, 1923; Flusser Walter, Grabbes Hohenstaufendramen und seine Quellen, 1925; Kosch Wilhelm, Grabbe (16 Kapitel der Deutschen Literatur im Spiegel der nationalen Entwicklung, 2 Bde), 1927. .