Литературная энциклопедия - грег
Связанные словари
Грег
Поэзия Г. проникнута тоской и меланхолией. Несмотря на близость к символистам и Верлену (учеником к-рого Грег себя считал) поэзия Грега роднит его скорее с парнасцами. Даже когда его формальные приемы так четко напоминают верленовский стих, тематически он больше всего приближается к Сюлли-Прюдому. То же философствование, та же дряблая рассудочность и сентиментальность.
В его творчестве отражается неустойчивость мелкобуржуазного интеллигента, проникнутого религиозно-мистическими переживаниями и верой в гуманитарные идеи. Г. типичный представитель той мелкой торговой буржуазии Франции, к-рая уже с начала 90-х гг. чувствовала себя вытесненной универмагами, крупным капиталом и окончательно побежденной; она притихла, приуныла в тоске о прошлом хорошем житье и «добром старом времени», безвозвратно для нее ушедшем, и перед надвигающейся сменой новых форм жизни находила в себе лишь силы для слез, уныния и причитаний.
Такова вся поэзия Грега.Поэт весьма незначительного таланта, но огромного тщеславия, Г. всю жизнь стремился занять выдающееся место во французской лит-ре и поэзии. Не учитывая, что всякое лит-ое или художественное течение несет в себе отражение глубоких классовых взаимоотношений и общественных настроений, Г. полагал, что достаточно придумать какую-нибудь привлекательную формулу и выпустить манифест, чтобы создать поэтическую школу. К такой попытке надо отнести его манифест о поэтическом «гуманизме», к-рый он выпустил под видом статьи в газете «Фигаро» в 1902. Но если ему удалось сгруппировать вокруг своих журналов «Banquet» (1892) и «Les Lettres» (1906) многих талантливых поэтов своего времени, то школы он все же не создал и остался одиночкой без последователей и даже без поклонников.Г. работал также в «Revue de Paris» со дня его основания (1894) и выполнял там функции секретаря редакции и фактического редактора. Сейчас Г. сотрудничает во многих толстых журналах и газетах («Revue des deux Mondes», «Comoedia» и др.) не только как поэт, но и как лит-ый и гл. обр. музыкальный критик. Г. уже несколько раз подряд выставлял свою кандидатуру в члены Французской академии.
Библиография:
I. Главнейшие сборники стихов Г.: La Maison de l’enfance (1896); La Beaute de vivre (1900); L’or des minutes (1910); Couronne douloureuse (1917); Prelude feerique (1919); Couleur de la vie (1923). Лучшие образцы лирики Г. изд. в 1927 (Pages choisies de F. Gregh). Критика: La fenetre ouverte (1902); L’etude sur V. Hugo (1904). Перев. на рус. в кн. Тхоржевского И. И., Франц. поэты, СПБ., 1910.
II. Гурмон Реми, де, Книга масок, СПБ., 1913; Луначарский А. В., Молодая французская поэзия, «Современник», 1913, VIII. .