Литературная энциклопедия - кантата
Связанные словари
Кантата
В дальнейшем развитии К. (в середине XVII в. сильно увеличивающейся в объеме благодаря повторениям ария da-capo) ария иногда заменяется строфическими формами и даже драматизируется в дуэтах и терцеттах (начиная с Росси, ум. в 1653). В конце XVIII в. жанр перестает быть продуктивным.Как лит-ое произведение К. принадлежит в огромном большинстве случаев к «произведениям на случай» (Gelegenheitsgedichte) придворной поэзии.
Отсюда близость ее тематики к тематике таких развлекательных зрелищных форм, как балет: легкие аллегории и эротические фантазии на мифологические сюжеты (пушкинская «Леда»). К. часто приобретает и формы прямого панегирика (Тредьяковский, Державин).Попытки внести более серьезное содержание в К. связаны с использованием К. как формы культового песнопения (немецкие К.
XVIII в.) и как формы философской лирики (Брокес, Жуковский).Как все синкретичные формы, кантата может быть отвлечена от своего музыкального оформления: в этом случае свойственное К. чередование ритмов и тактов должно быть возмещено вариациями метров и размеров. Такой «К. для чтения» является напр. К. Брокеса: «Земное удовольствие в боге» (Das irdische Vergnugen an Gott).
Библиография:Schmitz E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, 1914. .