Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - кольцо

Кольцо

КОЛЬЦО звуковой повтор (см. Повтор звуковой), располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы строки, строфы и т. д., или связующий две такие единицы по формуле: «а а» или «а 1 а». Повтор может быть чисто звуковым («Ласково закрыла мгла»), словесным («Гром небес и пушек гром»), строчным:«Свеж и душист твой роскошный венок,Ясного взора губительна сила, -Нет, я не верю, чтоб ты не любила:Свеж и душист твой роскошный венок» (Фет)и т.

д. В античной стилистике отдельные формы К. выделяются под особыми названиями (симплока К. слов, эпаналепсис К. фраз). В широком смысле К. можно считать вообще всякое композиционное повторение начальных моментов художественного произведения или части его в конце целиком или с теми или иными видоизменениями. При этом К. может быть и звуковым, и лексическим, и синтаксическим, и чисто смысловым (прямым или контрастным) и т.

д. Ср. стихотворение Пушкина «Не пой, красавица», «Слыхали ль вы», Фета «Мы одни», Блока «О доблестях, о подвигах, о славе», Казина «Бреду я домой на Пресню», «Рубанок» и т. д. На К. как определенном композиционном стержне построены такие строфические формы, как рондо , триолет . Пример К. в драме дает «Командарм 2» Сельвинского, где начальная сцена повторяется с изменениями как конечная, и т. д. Пример К. в прозе дает композиционная форма «обрамления».

Библиография:

Брик О., Звуковые повторы, в издании «Сборники по теории поэтического языка», вып. II, П., 1917; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Брюсов В., Звукопись Пушкина, «Печать и революция», 1923, № 2, в в отдельном сб. «Мой Пушкин», Гиз, М., 1929. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины