Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - коппе

Коппе

КОППЕ Франсуа (Francois Coppee, 1842-1908) французский поэт. Р. и жил в Париже.Происходил из мелкой буржуазии. В первых сборниках стихотворений Коппе обнаруживает зависимость от эффектных антитезных построений Гюго, виртуозной рифмы Леконт де Лиля, сатанических мотивов Бодлера; самым сильным однако было влияние Альфреда де Мюссе, от к-рого К.

воспринял некоторую долю дендизма и байронизма. Ранние стихотворения позволяют видеть в К. больше всего парнасца, бесстрастного поэта, увлеченного тщательной выделкой звучного, чеканного стиха с изысканной, богатой рифмой. Однако торжественная, «жреческая» выразительность парнасского стиха вступала у К. в противоречие с мелкостью и пошловатостью сюжета.

Противоречие это в дальнейшем только усилилось, когда ранние литературные влияния, постепенно исчезая, уступали место все более и более возраставшему влиянию Сент-Бёва. Сент-Бёв привил Коппе влечение к темам из повседневной жизни, к пейзажам и жанрам Парижа и его предместий. Начиная с «Les Intimites» тема Парижа становится доминирующей в творчестве К. Оригинальность К. заключается лишь в точности, с к-рою его поэзия запечатлевает «эмоции буржуа, фланирующего по столице» (Рене Лалю). Эмоции эти чрезвычайно неглубоки и безвкусны: К. чувствительно и сладко рассказывает о солдатике и нянюшке, о маленьком бакалейщике, о раскаявшемся преступнике, о «прозревшем» пьянице, о «бедных, но честных» рантье и лавочниках и т.

п.Золя видел в К. пионера «натурализма в поэзии». Такая оценка лишена оснований. Более близко к истине утверждение, что К. является создателем реалистической поэзии; он пользовался темами мелкобуржуазного реализма и создал жанр социально-филантропического рассказа в стихах. Однако в отношении стиха поэзия К. представляет собою вульгаризацию парнасского канона, приспособленного к обслуживанию потребностей мещанства.

Поэзия К. пользовалась огромной популярностью в пору Третьей республики. В эпоху после разгрома Коммуны буржуазия не могла не ценить патриотической и социально-усыпляющей поэзии К., где воспевались покорность судьбе, достоинства мещанской морали, где автор, изображая представителей пролетариата, льстил героике их труда, изредка даже показывал их в момент социального недовольства («Greve des forgerons» «Забастовка кузнецов»), но идеализировал их как работящих, тихих, экономных мелких буржуа.

Реакционная поэзия К. была популярна и в некоторых слоях пролетариата. К. работал также в области театра. Его одноактная пьеса в стихах «Passant» (Прохожий, 1869), ярко отражавшая влияние Мюссе, была сыграна с шумным успехом в Одеоне и впервые сделала имя К. известным. За нею с таким же успехом сыгран был одноактный «Luthier de Cremone» (Скрипач из Кремоны, 1877), после чего К. обратился к более крупным вещам, сделав попытку воскресить романтическую историческую драму (в стихах): «Madame de Maintenon» (Г-жа де Ментенон), «Severo Torelli» (Северо Торелли), «Jacobites» (Якобиты), «Pour la Couronne» (За престол).В этих произведениях К. не проявил самостоятельности: критика отмечает в них много реминисценций из театра Гюго.

Особняком следует поставить «Le Pater» (Отче наш), снятый в 1889 со сцены за попытку К. заговорить о Коммуне яз. «всепрощения».К. принадлежит несколько повестей и сборников новелл: «Tout une jeunesse» (Вся молодость), «Contes et recits en prose» (Повести и рассказы в прозе), «Contes rapides» (Быстрые рассказы), «Vingt contes nouveaux» (20 новых рассказов). В новеллистике К. имеет много общего с А.

Додэ : тот же полусонный мирок маленьких, смиренных людей, та же сентиментальная идеализация этого мирка, обывательского, лишенного всяких элементов социального недовольства.Проявляя в молодости некоторую долю вольтерьянства, в особенности в религиозных вопросах, К. в конце жизни стал ревностным католиком; отражением религиозных настроений К. явилась книга «Bonne souffrance» (1898). «Обратившись», К. с крайним пылом бросился в политическую борьбу, отдался журналистике (сборник статей «Mon francparler» «Без обиняков»), выступал в деле Дрейфуса на стороне шовинистов и антисемитов и в течение ряда лет состоял почетным президентом черносотенной «Лиги французского отечества».

Библиография:

I. На русск. яз.: а) Поэзия: Стихотворения, под ред. П. Вейнберга, СПБ., 1889; То же, изд. 2-е, СПБ., 1892. б) Театр: Скрипач из Кремоны, перев. М. М. Марченко, СПБ., 1884; Якобиты, перев. А. Слепцова, СПБ., 1889; Прохожий, перев. Клеткова, СПБ., 1892; Северо Торелли, перев. О. Чюминой, М., 1907; Мимолетно. Скрипач. У мольберта, перев.

О. Чюминой, М., 1910. в) Проза: Генриетта, СПБ., 1893; Соперницы, СПБ., 1893; Рассказы, перев. З. Журавской, СПБ., 1894; Добровольная смерть и др. рассказы, перев. Мосоловой, М., 1895; Жертва любви, перев. Н. Сазоновой, М., 1900; Собр. сочин., СПБ., 1901 (в одном томе); Вся молодость, М., 1903, и др. Ouvres completes de Coppee, ed. A. Lemerre, 1890-1900; Lettres intimes de F. Coppee a sa mere et a sa sOur, P., 1914.

II. Claretie J., F. Coppee, biographie critique, 1906; Sageret J., Les grands convertis: Bourget, Coppee, 1906; Aicard J., Discours, F. Coppee, Acad. Franc., 1909; Schoen H., F. Coppee, 184-1908, 1909. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины