Литературная энциклопедия - креве-мицкевич
Связанные словари
Креве-мицкевич
К.-М. выступил в литературе после революции 1905 романтическими сказаниями о литовском средневековьи, составившими книгу «Dainavos ЕЎalies senЕі žmoniЕі padavimai». Мастерски отделанные стилизованные сказания, связанные национализмом с предшествующей литературой, положили основу новому направлению романтическому символизму, во главе к-рого и стал К.
-М. Уход от реальной действительности, идеализация старины, характерные для этого литературного направления, отображают настроения интеллигенции, связанной с экономически мощным в настоящее время, но не имеющим перспектив к дальнейшему капиталистическому развитию кулачеством.За этими сказаниями последовала двухтомная драматическая эпопея «Е arunas», построенная также на преданиях средневековья, с теми же стилистическими достоинствами. Кроме опоэтизирования национальной старины «Е arunas» содержит ряд психологических образов, характерных для кулацкой интеллигенции послереволюционного времени. За «Е arunas» последовали два тома новелл под общим названием «Е iaudinej pastogej» (Под соломенной крышей), где К.
-М. выступает как реалист: новеллы эти посвящены жизни деревни. Однако отношение К.-М. к изображаемой деревенской среде односторонне, его интересуют только отдельные психологические типы, в особенности носители старины, старых обычаев, преданий («Skerdžius», «Bedievis» и др.). В реалистическом направлении написана и большая его драма из деревенской жизни «ЕЅentas», герои к-рой крестьяне типичные носители психоидеологии новой кулацкой интеллигенции.В психологическом же плане разрабатывает К.-М. другую свою драму «Skirgaila» (есть русск. перев. «Скиргайло»). Этим и исчерпываются реалистические моменты в творчестве К.-М., обусловленные периодом войны и революции, когда литовская интеллигенция с образованием независимой Литвы жила иллюзиями о создании богатой культурной жизни.
Иллюзии эти рухнули в первые же годы господства национальной буржуазии, и К.-М. отметил это циклом стихотворений в прозе, под названием «Nusiminimo aidai» (Отзвуки разочарования), в к-рых он в символических образах воспевает глубокое разочарование культурного крестьянина и интеллигента, вызванное господством спекулянтской литовской буржуазии.
Все последующее творчество К., за исключением доработки и переработки ранних произведений, носит исключительно романтико-символистический характер. Таковы его кавказская легенда «Azerstano ЕЎalis» и большая мистерия «Likimo keliais» (опубликован пока лишь первый том), воспевающая новое «национальное возрождение» родины, т.к. современная лтиовская буржуазная действительность доставляет лишь разочарование. Еще более символистический характер носит его мистерия «Pratjeke buddha» (с религиозно-буддийским сюжетом) и крупное драматическое произведение, над к-рым сейчас работает К., «Dangus ir žemД—s sЕ«nus» (с библейским сюжетом). Кроме этих крупных произведений К.
автор многочисленных стихотворений песенного характера, собиратель литовского фольклора и автор ряда научно-исследовательских работ по общей истории языков, литовскому фольклору и литературе.
Библиография:
I. Скиргайло, 1922; Dainavos ЕЎalies senuЕі žmoniЕі padavimai, 1909; Е arunas, I, II, 1911; Skirgaila, 1921; Pratjeke buddha, 1923; Собр. сочин.
, тт. I, II, III, IV, V, VI, VII, 1920-1925.II. Voldemaras A., KrД—vД— romantikas bei klasikas, «Skaitymai», XXI, журн. «PrД…dai ir ЕЅygiai», посв. 20-летию творчества Креве, № 7 (ст. Тумаса, Миколайтиса, Гира и др.). .