Литературная энциклопедия - кулиш м. г.
Связанные словари
Кулиш м. г.
КУЛИШ Мыкола Гурович (1892-) современный украинский писатель и драматург. Р. в бедняцкой крестьянской семье, учился в сельской школе, затем в городском училище и в прогимназии, экстерном сдал экзамен за курс гимназии. Участвовал в империалистической войне (1915-1917); член компартии. С 1925 исключительно на литературной работе. Был (1924-1925) членом лит-ой организации «Гарт» , затем вместе с Хвыльовым и др.
вышел из нее и стал во главе «Вапліте» , разделяя с руководящим ядром этой группы националистические ее тенденции (теорию «борьбы двух культур»). После самоликвидации «Вапліте» (1928) К. вместе с основным ее ядром участвует в альманахе «Літературний ярмарок», где эта группа, возглавляемая Хвыльовым, играла руководящую роль. Одновременно К.
принимает активное участие в о-ве драматургов «Кореліс» и в работе театра «Березіль». После прекращения «Літературного ярмарка», в к-ром тенденции «Вапліте» также находили некоторое отражение, К. вместе с Хвыльовым и др. образуют новую литературную организацию «Пролітфронт» (1928), вошедшую в федерацию пролетарских писателей.
Произведением, сразу создавшим К. крупное литературное имя, была пьеса «97» (1925). Пьеса эта, проникнутая революционным пафосом, изображает борьбу комитета незаможных селян с голодом и кулачеством в период 1920-1922. Высокая художественность, яркая правдивость образов и положений делают «97» одним из крупнейших художественных произведений революционной эпохи. Так же насыщена пафосом революции и верой в ее непреодолимость и другая пьеса К. «Комуна в степах».Со вхождением К. в «Вапліте» совпадает некоторое изменение в характере его творчества переход от патетики революции к критике современного советского быта. Комедия К. «Хулио-Хурына» сильно сгущенный шарж на советскую «провинцию».Здесь автор показывает прикрытую советскими ярлычками уездную обывательщину. Последующая трагикомедия «Народній Малахій» (1928-1929) показывает столкновение мелкобуржуазных идеалов с советской действительностью, с пролетарской диктатурой. Преобладание трагического элемента в первых редакциях пьесы, явное сочувствие автора к потерпевшему крах мелкому буржуа, наличие ряда идеологически двусмысленных положений и реплик вызвали большие споры вокруг произведений К.
Особенно много споров вызвала пьеса «Мина Мазайло», в к-рой объектом комедийно-сатирической художественной интерпретации является борьба между великорусским и украинским шовинизмом в быту служилой мещанской обывательщины. Кроме некоторой искусственности положений, обусловливаемой преувеличением значения национальной проблемы для самосознания отображаемой среды, существенный идеологический порок пьесы пропаганда национального культуртрегерства в советских условиях.
В области формальных достижений для Кулиша характерен гибкий и выразительный диалог.Библиография:
I. Хмурий В., Микола Кулиш, «Нове мистецтво», 1925, № 3; Смолич Ю., Драматичне письменство наших днів, «Червоний шлях», 1927, № 4, и др.
II. Лейтес А. і Яшек М., Десять років украiнськоi літератури (1917-1927), том I, Харків, 1928. .