Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - куплет

Куплет

КУПЛЕТ (франц. couplet от «couple» «пара») первоначально в терминологии средневековой французской поэтики строфа, построенная на парно рифмующихся двустишиях, позднее строфа, построенная как на парных, так и на пересекающихся рифмах (в последнем значении напр. у Пушкина), в частности строфа, исполняемая в пении и связанная с определенным мотивом. Как элемент сценически-музыкального исполнения и как специальный жанр песенной сатиры К. получает широкое распространение не только во Франции, но и за пределами своей родины.Французский водевильный К. возник совершенно самостоятельно из песенок, к-рым обязан водевиль самым своим названием.

В XVI в. антрепренеры ярмарочных театров начали вставлять песенки в разыгрываемые пьесы; затем перешли к сочинению специальных пьес «с водевилями», т. е. с К., сначала находившимися в непосредственной связи с действием пьесы, а потом принявшими характер вставных номеров на злободневные общественные и политические темы. Если водевильные К.

сочинялись в юмористическим стиле, то песенные начали принимать все более и более сатирический характер. Исполнение К. стали возлагать не на певцов, а на обыкновенных драматических актеров, уже не певших, а произносивших К. речитативом («говорком») под аккомпанемент оркестра. К. состояли обыкновенно из нескольких строф и «рефрена» (припева), повторяемого после каждой строфы.

В таком виде его культивирует и Беранже, виднейший, непревзойденный мастер французского интимного и политического куплета. В качестве лучших образцов этого сатирического жанра должны быть указаны: «Le senateur» (1813) в русском переводе Курочкина «Знатный приятель», «Le Marquis de Carabas» (Маркиз де Карабас), «Le souvenir du peuple» (Народные воспоминания), «Le vieux caporal» (Старый капрал) и мн. др. К. Беранже трогательно воспевали трудовую жизнь французского мещанства, интимные радости его быта и зло бичевали как буржуазный порядок, так и в особенности чванливость и классовую ограниченность аристократической Реставрации:«Из чужбины дальнейВ замок феодальныйЕдет трюх-трюх-трюх -На кобылке сивойНаш маркиз спесивый,Наш отец и друг.

Машет саблей длинной,Но в крови невинной!...Вот какой храбрец!Ой, бедовый, право!Честь тебе и слава -Ах, ты наш отец!Слушать, поселяне,К вам, невеждам, дряни,Сам держу я речь.Я опора трона;Царству оборонаМой дворянский меч.Гнев мой возгорится -И король смирится...Вот какой храбрец!Ой, бедовый, право!Честь тебе и слава -Ах, ты наш отец!»(«Le Marquis de Carabas» перев.

Курочкина).Русский К. сохраняет в разные периоды своей истории отпечаток господствующих в то время общественных отношений. В 30-х годах он является непременной принадлежностью русских (и переводных) водевилей. Как и можно было ожидать, в эту эпоху николаевской реакции он почти не выходил из пределов обывательщины; водевилисты заставляли актеров распевать дифирамбы попечительному начальству: «Но вдруг Трепов генерал / Сбавить цену приказал.

/ И попались все в тиски / Господа дровяники». «Хуже водевильных куплетов на сцене, писал Дружинин, может быть только водевильный куплет вне сцены, в книге, журнале и в памяти».60-е гг. эпоха выступления на социальную арену радикальной разночинной интеллигенции приносит с собой необычайный расцвет сатирического К. Переводится и приспособляется к русским нравам Беранже; особенно велика в этом отношении заслуга В.

Курочкина . Минаев, Курочкин, М. Л. Михайлов, Жулев и многие другие поэты пишут оригинальные куплеты на общественно-политические и литературные темы. Примыкает к этой фаланге и Некрасов: его «Нравственный человек» (1846), «Муж и жена», «Над чем мы смеемся», «Еще тройка», «Пропала книга», «Осторожность» представляют собой характерные образцы русского сатирического куплета, особенно популяризировавшегося «Искрой».

С наступлением реакции в начале 70-х гг., с разгромом революционно-демократического движения водевильный К. вновь выдвигается у нас в качестве вставного номера оперетты. При полупорнографическом характере, к-рый свойственен был вначале оперетте, инкорпорированный в нее куплет теряет свою сатирическую окраску и концентрируется вокруг обывательских и эротических тем.

Щедрин рассказывает в «Господах Головлевых» (1871), «с какой неподражаемой наивностью Любинька своим маленьким голоском заявляла о желании быть подполковником».Эпоха военного коммунизма принесла с собой новый, к сожалению кратковременный, расцвет сатирического куплета (например у Демьяна Бедного «Манифест Юденича», «Танька-Ванька», «Генерал Шкура» и многие другие, а также боевые и сатирические куплеты В.

Князева, как например «Екатеринбург», «Сын коммунара», «Песня коммуны» и т. д.). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины