Литературная энциклопедия - лапуэнт
Связанные словари
Лапуэнт
Романтическая тоска отживающего свой век ремесленничества по средним векам сочетается с гимном труду и индустрии, самоутверждением молодой рабочей поэзии и суровой критикой социальных противоречий. Вместе с тем в сборнике отразилось разочарование в бунтарской интеллигенции и в политике вообще, в к-рой рабочие являлись гораздо больше орудием, чем самостоятельной силой.
Характерные Л. черты утопизма часто наносятся им на не менее характерный живописно-идиллический фон. Сборник Л. «Echos de la Rue» (1850) значительное достижение автора в отношении эластичности и самостоятельности формы отображает эволюцию настроений Л. в эпоху февральской революции и Второй республики. Февральская революция 1848 и особая, уже самостоятельная роль рабочих масс в ней всколыхнули Л.
Поэма «Les deux macons» (1847) глубоко драматическая повесть о товарищеской жертвоспособности рабочих, хотя и не возвысившаяся еще до общеклассового содержания. «Les enfants de Paris» (март 1848) боевой гимн февральской революции. В резком противоречии с ними стихи 1850 призыв к религии и обращение к Луи Наполеону, к-рого Л. убеждает ограничиться ролью «организатора республики». В 1848 Л. напечатал цикл социальных сатир «Proletariennes» (в сотрудничестве с Ш. Дели) и выступил социалистическим кандидатом на выборах в Учредительное собрание, но потерпел неудачу. В 1849 под влиянием глубокого разочарования рабочих масс итогами февральской революции призывает в форме кукольной комедии «Baraque a Polichinelle» парижских рабочих не ввязываться из-за Учредительного собрания в вооруженный конфликт с Луи Наполеоном и не способствовать возможным поражением восстановлению монархии.Тем не менее при Второй империи Лапуэнт вместе с частью верхушки ремесленнической интеллигеници под влиянием идей так называемого «наполеоновского социализма», аналогичных русской зубатовщине, сблизился с монархией; он променял ремесло на место мелкого чиновника, хотя и предпринял издание специального журнала для сапожников, и посвятил Наполеону III поэму «L’homme de Sainte Helene» (1869); за это император бросил ему денежную подачку.
После Франко-прусской войны и падения Наполеона III Л. выступил убежденным бонапартистом. Он отчасти отразил настроения того небольшого правого крыла ремесленничества из смежных пролетариату кругов, которые, растерявшись после разгрома Коммуны, искали выхода в противовес реакционному и роялистски настроенному Национальному собранию в так наз.
«наполеоновском социализме», якобы не успевшем выполнить свою программу.В «Esperance Nationale», издававшейся на деньги низложенного Наполеона III и искавшей симпатий бывших коммунаров, Л. писал свои «Dimanches d’un proletaire» (1872). В 1873 он написал бонапартистскую поэму «Sedan».
Библиография:
I. Кроме указ. в тексте: Poesies completes, P.
, 1863 (вышли только первые 2 выпуска); La politique d’un proletaire montmartrois, s. a.; Contes, P., 1856; Mes chansons, P., 1860; Le Monde industriel, Paris, 1862; Chanson libre, Paris, 1877; Le cristianisme dans la rue, Paris, 1887; En ce temps-la (contes), Paris, 1888.II. Sue Eugene, Preface, к сборнику Лапуэнта «Une voix d’en bas», P., 1844; Письма Беранже, Гюго и Гозлана к Лапуэнту, там же; Rodrigues Olinde, Poesies sociales des ouvriers, P., 1841. .