Литературная энциклопедия - лемерсье
Связанные словари
Лемерсье
Л. таким образом перекидывает мост от комедии XVIII века к романтической драме. В комедии «Христофор Колумб» (1809), рисующей излюбленный романтиками образ непризнанного гения, Лемерсье дерзнул отступить от классических «единств» , чем вызвал кровопролитную схватку в рядах зрителей. В трагедии «Ричард III и Дженни Шор» (1816) Лемерсье подражал любимому романтиками Шекспиру, в «Fredegonde et Brunehaut» (1821) он на материале входившего в моду средневековья развернул романтическую историю служанки, ставшей королевой.
Не брезгал Лемерсье даже сочинением мелодрам для бульварных театров («Les deux filles spectres» «Две девушки-призраки», «Les serfs polonais» «Польские рабы», «L’heroine de Montpellier» «Героиня из Монпелье»), внося приемы этого «низменного» жанра в свои трагедии (особенно «Les martyrs de Souli» «Мученики из Сули», 1825). Помимо драм Лемерсье сочинял также поэмы («Четыре превращения», «Гомер и Александр», «Меровинда» и др.
); одна из них эпико-сатирико-драматическая поэма «Panhypocrisiade» (или «Адская комедия XVI в.», 1819) при грандиозности замысла и выполнения (она предвещает «Легенду веков») превзошла своей экстравагантностью самые необузданные проявления романтической фантазии. Но все эти новаторские попытки Л., пугавшие классиков-ригористов, разбивались об его консерватизм в вопросах языка и стиля. Раздраженный своим бессилием, Л. ненавидел молодое поколение романтиков, своих собственных продолжателей. Сам не без труда проникнув во Французскую академию (1810), он всемерно препятствовал избранию Гюго, который попал в Академию лишь после смерти Л.
и на его место. Литературные воззрения Л. ясно выражаются в его лекциях, читанных в течение 7 лет в парижском Атенее и составивших 4-томный «Аналитический курс всеобщей литературы» (1817). Лемерсье стоит здесь на почве догматической поэтики эпигонов классицизма Бугура и Лагарпа , ориентируется на опыт древних писателей и расписывается в полном подчинении классическим «правилам», отрицая расхождение собственной практики с этой теорией.
Под этим «благонадежным» прикрытием он проводит однако теорию литературного прогресса и отстаивает права современных писателей на создание собственных правил, созвучных требованиям эпохи. Подобная противоречивость характеризует также политические воззрения Л. Перекликаясь с эмигрантами во время Революции, он становится ярым республиканцем в период Империи, возбуждает гнев Наполеона (с которым был близок во время консульства) выпадами против «кровавого насильника» в своих трагедиях, подвергшихся цензурному запрету.После реставрации Бурбонов Лемерсье держится в стороне от политики и занимается исключительно литературой, все более отступая на второй план перед молодой школой, отказывавшейся видеть своего предшественника в этом «двуликом Янусе, обращенном одним лицом к новому, а другим к старому режиму».
Библиография:
I.
Переписку Лемерсье частично издал M. Souriau, «Revue d’histoire litteraire de la France», 1909, и «Melanges Wilmotte», 1910.II. Ch. P., La verite sur Lemercier, 1827; Pongerville, Biographie de Lemercier, 1859; Lie Roy A., Un demi-romantique, «Revue Bleue», 1903; Souriau M., N. Lemercier et ses correspondants, 1908. .