Литературная энциклопедия - малларме
Связанные словари
Малларме
МАЛЛАРМЕ Стефан (Stephan Mallarme, 1842-1898) французский поэт, примыкал вначале к парнасцам (печатался в сб. «Современный Парнас»), позднее стал одним из вождей символистов. Вместо описательной позитивной поэзии парнасцев, учитывавшей гл. обр. восприятие на основе чувственных ощущений, М. выдвигал внутреннее духовное постижение мира в плоскости идеалистической философии Фихте, Шеллинга и др.
По М. поэзия не «показывает» (парнасский лозунг «faire voir»), а внушает. Видимый покров явлений лишь внешняя преходящая их сторона. Свое интуитивное познание поэт выражает символически. Символ М. понимает как систему аналогий (см. «Демон аналогии» «Demon de l’analogie», «Поэмы в прозе» «Poemes en prose»).В книге Юрэ «Анкета о литературной эволюции» (1891) М. так определяет характерные особенности символической поэзии:«Парнасцы трактуют свои системы наподобие старых философов и риторов, изображая вещи прямо. Я думаю, что нужно, напротив, чтобы был лишь намек. Созерцание вещей песня, т. к. образ проистекает из грез, ими возбужденных. Парнасцы же берут вещь целиком и показывают ее, отчего им недостает тайны; они лишают дух восхитительной радости сознавать, что он творит.Назвать предмет значит уничтожить три четверти наслаждения поэмой, состоящего в счастье понемногу угадывать, внушать вот в чем мечта. В совершенном применении этой тайны и состоит символ: вызывать мало-по-малу предмет, чтобы показать состояние души, или, наоборот, выбирать предмет и извлекать из него путем последовательных разгадок душевное состояние».
Зачастую символ у М. рационализированная эмоция. Отсюда доходящая до жеманства искусственность поэта. Отсюда же и естественное преобладание метафоры в его стиле. Субъективная лирика М. тематически неопределенная, зыбкая, с основными мотивами одиночества и скорби (в первом периоде творчества значителен бодлеровский мотив отчаяния («Les fenetres» «Окна», «L’azur» «Лазурь», «La guignon» «Неудача»)) дана поэтом не как непосредственное выражение чувств, а в ряде иносказаний, подлежащих раскрытию.Характерно в этом отношении стихотворение «Лебедь» (Le cygne):«О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты,Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней:Уже блестит зима безжизненных уныний,А стран, где жить тебе, не создали мечты».Зачастую запутанность сопоставлений М. делает его произведения непонятными («Судьба» «Un coup de Des»). Вот почему в книге Тибодэ имеются главы, посвященные анализу-расшифровке некоторых произведений М.
Написал М. немного: стихи и ритмические поэмы в прозе, статьи (сб. «Poesies», сб. «Divagations»). Влияние М. на французскую поэзию было весьма значительно: к его школе принадлежат Лафорг, Вьеле-Гриффэн, Стюарт Мерриль, Анри де Ренье, Гюстав Кан, Р. Гиль и др. Последователи М. в значительной мере были привлечены формальным его новаторством. Хотя М. писал классическим александрийским стихом и по преимуществу пользовался сонетной формой, тем не менее он деформировал обычный синтаксис. В статьях М. («Уклоны» «Divagations»), очень трудно написанных, разбросано много идей о поэтической инструментовке и словотворчестве. В этом отношении с М. связаны некоторые технические искания итальянских футуристов («беспроволочное воображение и слова на свободе») и кубистов, как Г. Аполлинэр.Предвосхитил М. футуристов и типографским монтажом некоторых своих стихотворений. Впервые в эстетике восприятия поэтического произведения М. придавал большое значение зрительному впечатлению. Изощренная, умышленно затемненная, внешне как бы основанная на большой книжной эрудиции поэзия М. рассчитана на избранных, «посвященных».
Символизм М. противостоял натуралистическому стилю, к-рый в целом был связан с естественно-научным буржуазным позитивизмом. «Реакция» против натурализма объяснялась кризисом буржуазной идеологии в 80-х годах прошлого века, вызванным обострением классовых противоречий европейского капитализма, новым подъемом классовой борьбы пролетариата, оправившегося после поражения 1848 и 1871.М. является в своем творчестве выразителем идеологии наиболее склонной к «духовным исканиям» эстетствующей рантьерской группы и следовавших за ней групп мелкой буржуазии. Вообще символизм одно из эстетических выражений общей идеалистической реакции, охватившей буржуазное мышление после великих потрясений средины века. И это ни в какой мере не было временным явлением.
Это означало завершение прогрессивной исторической роли буржуазии; ее собственное существование приходило в непримиримое противоречие с объективной диалектикой общественного развития; с тех пор решительно во всех областях идеологии (в том числе в литературе и искусстве) она может отстаивать условия своего классового бытия, лишь становясь на путь идеалистической реакции мракобесия, возврата к предрассудкам и суевериям средневековья.
Символизм как философско-эстетическое направление есть именно одна из форм этого «движения» вспять, а М. один из выразителей этого «исторического поворота» буржуазии.Библиография:
I. Малларме переводили на русский яз. И. Анненский, М. Волошин, И. Эренбург, В. Брюсов, Эллис. Лучшее французское изд.: Poesies, ed. compl. contenant plusieurs poemes inedites, 1929, «Nouvelle revue francaise», ed. 26, 1924 (последнее издание, 1929).
II. Труды о Малларме и символизме: Госсе Э., Символизм и Ст. Малларме, Критический очерк, «Мир божий», 1897, III; Баулер А., Ст. Малларме, «Вопросы жизни», 1905; Гиль Р., Ст. Малларме, «Весы», 1908; Брюсов В., Полное собрание сочин., т. XXI. Французские лирики XIX в., СПБ, 1913, стр. 85-86 (переводы), 258 (критико-биографич. очерк Малларме) и по указателю; Mockel A., S. Mallarme, 1899; Barre A., Le symbolisme, essai historique sur le mouvement poetique en France de 1885-1900 (avec une bibliographie de la poesie symboliste), 1911; Escouber P., Preferences: C. Guerin, R. de Gourmont, S. Mallarme, J. Laforgue, P. Verlaine, 1913; Dujardin E., De Stephane Mallarme au prophete Ezechiel et essai d’une theorie du realisme symbol, 1919; Poizat A., Le symbolisme; Martino P., Parnasse et symbolisme, 1925; Thibaudet A., La poesie de S. Mallarme, 1926. .