Литературная энциклопедия - мариво
Связанные словари
Мариво
Однако ведущая роль принадлежит здесь именно буржуазным тенденциям.Литературная позиция М. характеризуется тем, что в разгоревшемся с начала XVIII века «Споре о превосходстве древних или новых писателей» (см. Французская литература) он отстаивает права современности против пассивного подражания античности. Мариво сочиняет пародийные поэмы-бурлески , высмеивающие античную тематику.
Проникнутые своеобразной «натуралистической» тенденцией, пародии М. расчищают путь его реалистическим романам, снижение героической тематики отвечает запросам классового самосознания крепнущей буржуазии, отрицающей литературную практику предшествующего периода (см. Классицизм) и требующей теперь от литературы отображения современной действительности.
Эта установка приводит Мариво к разработке наиболее удобных для данной цели, хотя и «низких» с точки зрения классической поэтики жанров комедии и романа. Единственный опыт М. в области трагедии («Annibal», 1720) не имел успеха.Вынужденный писать для заработка, М. принимается за издание сатирико-нравоучительных журналов в подражание знаменитому «Зрителю» Эддисона , становясь наряду с аббатом Прево посредником влияния более передовой английской буржуазной литературы на французскую («Le spectateur francais», 1722-1723; «L’indigent philosophe», 1728; «Le cabinet du philosophe», 1734).
Эскизы М., помещенные им в своих журналах, легли затем в основу его больших романов «Жизнь Марианны» (Vie de Marianne, 1731-1741) и «Удачливый крестьянин» (Le paysan parvenu, 1735-1736), к-рые свидетельствуют о значительном по сравнению с романами Лесажа прогрессе буржуазного реализма и дают единственный для своего времени образец тонкого психологического анализа поведения, чувств и переживаний героев, взятых из низших классов общества городского мещанства и даже крестьянства. Классовая буржуазная установка М. выражается в том, что переходя от авантюрного романа к любовно-психологическому, М. демократизирует его тематику и образы, наделяя маленьких людей такими чувствами, которые описывались доселе только у представителей высших классов. При этом М. «всюду подчеркивает мысль, что благородство характера выше благородства происхождения, что искреннее чувство сильнее звонкого титула» (Фриче).Кроме того М. рисует не односложные схематичные типы, а вполне индивидуальные, полные противоречий характеры живых людей. Это обеспечило М. громадный успех в Англии, где под влиянием «Марианны» был написан один из лучших образцов буржуазного семейного романа «Памела» Ричардсона .В комедиях М., на к-рых гл. обр. и основана его литературная репутация, получает особенно яркое выражение изящная чувственность, характерная для всего искусства Рококо.
Мариво много и охотно писал для театра, притом не столько для привилегированного театра «Comedie Francaise», этой цитадели классического репертуара, сколько для театра итальянских актеров («Comedie Italienne»), восстановленного в Париже в 1716 и перешедшего от commedia dell’arte к исполнению писанных французских комедий. По своему содержанию пьесы Мариво весьма разнообразны; он писал комедии нравов, философские, мифологические, героические, феерии, буржуазные драмы, а также оригинальные пьесы, стоящие особняком в истории французской драмы, которые G.
Larroumet назвал, по имени типичной для М. комедии, «surprises de l’amour» (нечаянности любви). К этой группе относятся все лучшие пьесы М. При изображении этих «сердечных тревог» внешнее действие сводится к минимуму, сюжет развертывается путем смены почти незаметных нюансов чувствований. Сведя комедию к изображению любви, затушевав ее дидактическую и сатирическую установку, отбросив внешнее действие и буффонаду, М. порвал с мольеровской традицией и подчинил свою комедию расиновской концепции страсти. Его Сильвия, Араминта, Анжелика различные варианты идеализированного образа женщины парижских салонов, сочетающей чувствительность с кокетством, остроумие с несколько искусственной наивностью и жеманной грацией. Это типичная героиня Рококо, как бы сошедшая с картин Ватто и Ланкре.Несмотря на внешний аристократизм и затушевывание классовых конфликтов, комедия М. в основном все же буржуазна по своей идеологии. Она проникнута серьезным отношением к любви, к чувству, к вопросам семьи и брака.Она лишена гедонистической беспринципности, свойственной упадочной аристократии. В ней постоянно проскальзывают эгалитарные тенденции, презрение к сословным предрассудкам и утверждение равенства всех перед лицом любви. Когда же Мариво отвлекается от описания «нечаянностей любви», он вводит в свои комедии сатирические нотки и социальные проблемы.
Знаменитый монолог Фигаро за 60 лет до Бомарше был намечен в одной забытой комедии M. («La fausse suivante», 1724). Он один из первых писателей, использовавших театр для пропаганды «философских» буржуазно-освободительных идей. Однако пропаганда эта не сложилась еще в систему, не приобрела доминирующего значения в его творчестве вследствие недостаточной зрелости его классового самосознания.М. создал оригинальный слог, к-рым пользовался гл. обр. в своих комедиях и который был назван его именем (marivaudage).Изысканно-манерный, кишащий неологизмами, изобилующий метафорами и смелыми семантическими сдвигами, мариводаж представляет систематическое заострение и утончение мысли и ее словесного выражения. Однако М. часто излишне усложняет свою речь, превращая фразу в своего рода шараду, особенно в речах влюбленных, где он следует традиции любовных диалогов commedia dell’arte.
Несмотря на протесты пуристов, многие выражения и неологизмы М. вошли в общий обиход. В начале XIX в. интерес к М., забытому в годы Революции, воскресает. Пьесы М. входят в репертуар «Французской комедии». Из писателей-романтиков под влиянием М. находились Жюль Жанен , Альфред де Виньи и особенно Альфред де Мюссе , «комедии-пословицы» которого почти конгениальны комедиям Мариво.Библиография:
I. Полное собр. сочин. Мариво вышло в Париже в 1871 (12 тт.) и в 1825-1830 (под ред. Duviquet, 10 тт.), избранные сочин. в 1862-1865. На русск. яз. Мариво много переводился в XVIII в. В настоящее время изд-во «Academia» подготовляет к печати «Марианну» и избранные комедии Мариво.
II. Кроме общих трудов: Геттнер Г., История всеобщей литературы, т. II, изд. 2-е, СПБ, 1897; D’Alembert, eloge de Marivaux, 1785; Sainte-Beuve, Causeries du lundi, v. IX, 1854; Fleury J., Marivaux et le marivaudage, 1881; Gossot E., Marivaux moraliste, 1881; Brunetiere F., etudes critiques, 2-e serie, 1881 (3-e serie, 1883); Lemaitre J., Impressions de theatre, 2-e et 4-e series; Faguet E., XVIII siecle, 1890; Larroumet G., Marivaux, sa vie et ses Ouvres, 1883 (2-e ed., 1894, основной капитальный труд); Deschamps G., Marivaux, в серии «Les Grands Ecrivains Francais», 1897; Полная библиография Мариво дана Larroumet G. (см. выше), страницы 596-620. .