Литературная энциклопедия - мерике
Связанные словари
Мерике
МЕРИКЕ Эдуард Фридрих (Eduard Friedrich Morike, 1804-1875) немецкий поэт и писатель. Р. в Людвигсбурге в семье врача, находившегося на государственной службе. Дед М. был гофмедиком при герцогском дворе. М. до 1843 был сельским пастором, позднее (1851-1866) преподавателем литературы при пансионе «благородных девиц» в Штуттгарте. Первый сборник стихов М.
вышел в 1838.М. входит в число поэтов швабской школы, в творчестве к-рой выражена идеология консервативно-патриархальных слоев провинциального мещанства отсталого земледельческого юга Германии, враждебная буржуазии индустриализировавшегося севера (борьба с идеями «Молодой Германии»). Поэзия М. выходца из служилой интеллигенции, крепко связанной с феодальным государством, насыщена мотивами спокойной и сытой жизнерадостности.
Современник Гейне и «Молодой Германии», переживший революцию 1848 и доживший до Парижской коммуны, он в качестве основного жанра в стихах и в прозе культивирует созерцательную деревенскую идиллию, противопоставляя ее активно-политическим жанрам (фельетону, новелле, путешествию, Zeitroman’у), отражающим эпоху поднимающейся городской буржуазии, и чуждается каких бы то ни было общественных тем. Наибольшее значение для немецкой литературы имеет лирика М. Сентиментально-нежная по краскам, она весьма небогата содержанием и не выходит из сферы очень несложных мотивов любви, наслаждения природой и т. п. интимных переживаний личности, замкнутой в узкий круг патриархально-бюргерского благополучия. На лирике М. заметно влияние произведений Гёте, относящихся к периоду его примирения с юнкерско-княжеской Германией. Характерна для М. буколическая трактовка крестьянства, в жизни к-рого он игнорирует не только классовую борьбу, но и какие бы то ни было социальные проблемы, извлекая из его быта только любовные эпизоды и благодушно-веселые приключения (см. его известную «Idylle vom Bodensee», написанную не без влияния «Германа и Доротеи» Гёте). Эта развлекательная буколичность придает творчеству М. своеобразное сходство со стилем рококо.Из рассказов и сказок М. наиболее популярна повесть «Mozart auf der Reise nach Prag» (Моцарт на пути в Прагу, 1856, русск. перев., изд. «Academia») идиллия, где М. с любовной детальностью повествует о счастливом дне, неожиданно проведенном Моцартом по дороге в Прагу в замке гостеприимного графа. Не случайна здесь поэтизация меценатства: идея смычки художественной интеллигенции с «высшим» феодально-светским обществом проходит и в единственном романе М. «Maler Nolten», начатом им в молодости и потом переработанном на склоне жизни.М. отдал дань запоздалым влияниям романтизма (фантастическая трагедия «Der letzte Konig von Orplid» (Последний король Орплида), вставленная в роман «Maler Nolten», конструкция самого романа, относящегося к числу «романов рока», и т. д.). Однако чаще фантастика у М. носит не мрачно-мечтательный, а жизнерадостно-языческий характер. Это фантастика веселой сказки. Такова в особенности пьеса «Die Regenbruder» (1839), в муз. обработке Игнаца Лахнера превращенная в оперу.Веселая трактовка фантастической темы на буколическом фоне доходит здесь при куплетной легкости стиха до водевильно-опереточного тона. В таком же духе интерпретирует М. и христианскую легенду («Erzengel Michaels Feder» «Перо архангела Михаила»). М. оставил также ряд переводов, гл. обр. Феокрита и Анакреонта.Успех творчества М. в Германии тесно связан с реакцией, последовавшей за революцией 1848.
Поэт второстепенной значимости, он был переоценен и превознесен (именно за свою спокойную «гармоничность») особенно воинствующей национал-шовинистической критикой эпохи империализма (Bartels, Goedeke, Treitschke), противопоставлявшей М. еврею Гейне как второго после Гёте «подлинно-национального поэта».
Библиография:
I.
Morike’s samtliche Werke in sechs Banden, Lpz., 1905; Briefe, veroffentlich von Fischer und Krauss, 2 B-de, Berlin, 1904.II. Krauss R., Morike als Gelegenheitsdichter, 1835; Fischer K., Morikes kunstlerisches Schaffen und dichterische Schopfungen, 1903; Harnack O., Aufsatze und Vortrage, Tubingen, 1911; Merbach P. A., Eduard Morike, Bielefeld, 1925. .