«МИР ИСКУССТВА» художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899
по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным издателем-редактором, и лишь с начала 1904 к нему присоединяется в качестве редактора Александр
Бенуа. Первые два года журнал был двухнедельным; с 1901 превратился в ежемесячник. За шесть лет вышло 96 номеров (тт. I-XII). В журнале были: 1. художественный и художественно-промышленный отделы; 2. литературный и 3. хроника. Кроме Дягилева и Бенуа в руководящее ядро журнала входили художники В. А. Серов, Л. С. Бакст и др., писатели Н.
Минский, Д. С.
Мережковский, Д.
Философов, З. Гиппиус и др. В литературном отделе журнала выступали кроме названных выше символисты:
Бальмонт, Валерий
Брюсов, Федор Сологуб, Мережковский, В. В. Розанов, а также Андрей
Белый (см. соответствующие статьи, а также «Символизм»). Как художественный журнал «М. и.» был воинствующим реакционным органом буржуазной интеллигенции, боровшимся совместно с дворянством против революционных настроений и пытавшимся в искусстве утвердить принцип самодовлеющего эстетизма с характерными нотами дворянско-усадебной эстетики. Для творчества художников и идеологов, объединенных вокруг журнала, характерны пассеизм, архаика, дворянский гедонизм,
проповедь безыдейного искусства, чистого эстетического наслаждения, выхолащивание из искусства общественного содержания. Резко выступая против гражданских мотивов передвижников, «М.
и.» культивировал в искусстве аполитичность, оставляя за ним только декоративную, украшательскую роль, чем на деле выполнял заказ русской буржуазии «облагородить», приукрасить ее хищнические формы эксплоатации и сблизить капитализм в искусстве в единой упадочнической, загнивающей эстетике с русской аристократией.Вождями этого движения были Мамонтов и Дягилев.
В программной статье Дягилев открыл поход против материалистической эстетики Прудона и Чернышевского, взгляды к-рых развивали передвижники. Дягилев назвал их «варварами», «неумытыми руками прикасающимися к искусству». Детище «барчуков» (выражение Бенуа, см. ниже библиографию), журнал стал кафедрой богоискателей, мистиков. Он явился началом целой серии журналов, в к-рых нашли себе место идеологи «жаждущей» спокойного наслаждения «красотой» контрреволюционной буржуазии.
Вслед за «М. и.» появились «Весы», а затем «Аполлон», «Золотое руно» и др.
Библиография: Бенуа Александр, Возникновение «Мира искусства», М., 1928; Чулков Георгий, Годы странствий, М., 1930, стр. 185-187; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, ч. 1. М. Л., 1931, стр. 750. .