Литературная энциклопедия - молодая гвардия
Связанные словари
Молодая гвардия
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» литературно-художественный общественно-политический и научно-популярный журнал, орган ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ. Начал издаваться с апреля 1922. Журнал ставил наиболее острые, боевые вопросы современности. С марксистско-ленинских позиций он. объявил войну эстетству, отходу от политики, ориентации на обывательское чтиво.
Журнал являлся боевым орудием партийного культурно-политического воспитания. Массив читателей «М. г.» молодые кадры, гл. обр. комсомольцы, красное студенчество. «М. г.» была одной из первых ячеек, положивших начало массовой организации пролетарских писателей.Первый этап работы «М. г.» 1922-1923 характеризовался огромной тягой молодежи к учобе после окончания гражданской войны. Журнал старался удовлетворить культурно-политические запросы своего читателя. Общественно-политические и научно-технические проблемы занимали в журнале главенствующее положение. Художественной литературе отводилось сравнительно небольшое место, но она выражала новые творческие установки, отличные от установок «Кузницы», хотя освещение проблем нового этапа социалистической революции писателями «М. г.» и не всегда было правильно (Тарасов-Родионов «Шоколад», Ю. Либединский «Завтра»). Журналом проводилась большая работа по собиранию и воспитанию кадров комсомольских писателей. Ставилась задача отражения в художественной литературе практики борьбы комсомола («Ненастоящие» рассказ В. Герасимовой и статья о нем Л. Авербаха в № 6 за 1923, «Комсомолия» Безыменского в № 1 за 1924). Создание литературы о комсомоле специфическая задача «М. г.». Из среды комсомольцев выдвигаются писатели: М. Колосов, М. Платошкин, Н. Богданов, Я. Шведов, Г. Шубин, И. Рахилло, И. Молчанов, М. Юрин, С. Огурцов, Кудрейко-Зеленяк, Исбах и др. В их творчестве того времени преобладает комсомольская тематика. Ряд ярких эпизодов комсомольской жизни, отражение политической борьбы организации, ее задач отличительные черты произведений писателей «М. г.».В 1924-1926 к сотрудничеству в журнале помимо пролетарских писателей привлекаются такие писатели, как Маяковский, Асеев, наряду с ними Б. Губер, Шильдкрет, Логинов-Лесняк и др. Помимо воспитания комсомольских писательских кадров «М. г.» занялась творческим сотрудничеством с писателями-попутчиками. Это сотрудничество было важно, т. к. оно способствовало укреплению литературно-художественного отдела журнала и позволяло дать читателю «М.г.» наиболее полное представление о советской литературе, оно же помогало насытить творчество привлеченных писателей актуальной революционной проблематикой.Широко освещая революционную практику пролетариата (обзоры по международному положению, проблемы политики и экономики, борьбы партии с троцкизмом), «М. г.» стремилась увязать эти вопросы с литературными, борясь с ликвидаторскими теориями Троцкого, Воронского и т.
д.Проблемы литературы увязывались «М. г.» с проблемами пролетарской культуры на основе учения Ленина о культурной революции, хотя здесь журнал и допустил ряд ошибок, аналогичных ошибкам руководства РАПП. С 1930 в период оформления блока литфронтовцев «М. г.», руководимая в то время сторонником Литфронта Ольховым, не приняла активного участия в разоблачении антипартийной сущности Литфронта и даже поддерживала его (статьи Горелова, Амурского, Ольхового) по творческим вопросам. В этот период своего существования журнал слабо отвечает задачам, перед ним поставленным, авторитет его среди читателей заметно падает. Вместе с тем требования комсомола к своему органу выросли во много раз в связи с тем, что комсомол стал многомиллионной организацией. В дискуссии с РАПП «М. г.» не оказали активной поддержки комсомолу, став на позиции защиты РАПП и разделяя ошибки его руководства (разработка лозунга «одемьянивания» поэзии, заушательская критика так наз.писателей-попутчиков). После резолюции ЦК от 23 апреля журнал перестроился и включился в борьбу за создание высокохудожественной литературы о комсомоле, к-рую требовал многомиллионный комсомол (речь Косарева на XI пленуме ЦК ВЛКСМ и пленуме ЦК ЛКСУ, резолюция Бюро ЦК комсомола о журнале «М. г.» и приветствие журналу т. Постышева); «М.
г.» привлекает новые кадры поэтов, писателей (Бутковский, Сидоров и др.), ставя задачей творчества социалистический реализм, разработку преимущественно молодежной, комсомольской тематики. .