Литературная энциклопедия - моногатари
Связанные словари
Моногатари
МОНОГАТАРИ наименование основного жанра повествовательной прозы, созданного японской аристократической литературой эпохи Хэйан (VII-XII вв.) и вместе с тем одного из наиболее развитых видов японской повествовательной прозы в целом. Возникновение М. связано с образованием в Японии первого сословия аристократии, выросшей на базе рабовладельчества на развалинах родового строя и построившей централизованное государство с монархом во главе, фактически управляемое аристократическим родом Фудзивара.
Эта аристократия, ориентируясь и опираясь на китайскую политику, была проводником китайского влияния и культуры в Японии, используя для этого новую технику материальной культуры, правовую и государственную идеологию, религию (буддизм); она же насадила и китайскую художественную литературу. Под этим влиянием на почве древнего фольклора вырастает первая в Японии художественная литература: поэзия танка и проза М. Истоки М. в древних новеллах, образцы к-рых в форме сказки и бытового, большей частью любовного рассказа встречаются в первых письменных памятниках историко-мифологических сводах Кодзики и Нихонги (VIII в.) и гл. обр. в «местных описаниях» «Фудоки». Первое произведение, получившее наименование М., «Такэтори-моногатари» (IX в.) цикл новелл, большею частью буддийского и китайского происхождения, введенных в обрамляющую новеллу на сюжет древней японской легенды о лунной деве, спустившейся на землю, окруженной здесь женихами и, чтобы избавиться от них, дающей им невыполнимые задания, рассказы о мнимом выполнении к-рых даны в виде вставных новелл. Второе раннее М. «Исэ-моногатари» (IX в.) цикл коротеньких новелл, каждая из к-рых дает лирический эпизод в виде рассказанной более или менее подробно ситуации с введением в нее стихотворения как центра. Единство достигается приуроченьем этих эпизодов к одному герою. От этих двух корней развиваются дальнейшие М. От «Такэтори» идет приключенческий роман, питаемый оживленными путешествиями за море (Китай), сначала с некоторыми отголосками первоначальной сказочной фантастики «Уцубо-моногатари», позднее уже чисто бытовой роман «Отикубо-моногатари» (X в.). От «Исэ» идет бытовая новелла, большею частью на любовный сюжет. Сборник таких новелл «Ямахо-моногатари» (X в.). Постепенно, с достижением аристократией высшей точки своего развития (X-XI вв.), основным материалом романа становится реальная жизнь этой аристократии.Отсюда нравоописательный роман, классический образец к-рого знаменитый «Гэндзи-моногатари» (на рубеже X-XI вв.). В дальнейшем в связи с постепенным упадком хэйанского режима (созревание феодализма) намечается изменение установки романа. В основу повествования кладутся нарочитая запутанность и сложность фабулы. Таковы: «Согоромо-моногатари» (XI в.
), «Хамамацу-Тюнагон-моногатари» (XI в.), «Торикаэбая-моногатари» (XI в.). Под конец происходит и изменение материала: вместо окружающей жизни берется прошлое; содержанием повествования становится любование эпохой расцвета аристократического режима, гл. обр. правления одного из канцлеров Фудзивара Митинага. Так. обр. появляется исторический роман «Эйга-моногатари» (XII в.
), постепенно скатывающийся почти до уровня исторической хроники «Окагами» (XII в.). С другой стороны, усиливаются дидактические тенденции, в связи с чем обозначается возврат к сказочному материалу, буддийскому и даосскому, расширяемому поучительными новеллами в конфуцианском духе. Это приводит к распаду большой формы романа и к возврату к новелле; сборник таких рассказов «Кондзяку-моногатари» (XII в.
). Наблюдается и стремление к гротеску, с культивированием опять-таки малой формы; таков сборник новелл «Цуцуми-тюнагон-моногатари» (XIII в.). С крушением хэйанского режима и переходом к феодализму (конец XII в.) аристократическая литература замыкается в тесном кругу императорского двора, уступая основное место литературе нового сословия феодальной.
Позднейшие М. не более, чем эпигоны. Из них наиболее значительно «Кокэ-горомо» (XIII в.). В настоящее время М. фигурируют на правах «классического литературного наследия».Библиография:Конрад Н. И., Японская литература в образцах и очерках, т. I, Л., 1927. .